1. Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации местного самоуправления.

Муниципальное право является относительно новой отраслью российского права. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советы входили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.

Подобно другим отраслям права, муниципальное представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих самостоятельный круг общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления и реализации населением муниципального образования своих полномочия по управлению местными делами. Совокупность общественных отношений в сфере местного самоуправления составляют предмет муниципального права. Эти отношения обладают локально-территориальным и комплексным характером, что выделяет их среди других отношений. Признаком, объединяющим все эти отношения в самостоятельный вид является также то, что они возникают в процессе деятельности населения муниципального образования по решению вопросов местного значения непосредственно или через свои представительные органы самоуправления. Эта деятельность носит публично-властный характер: решения принимаемые населением путем прямого волеизъявления и его представительными органами, обязательны для исполнения всеми субъектами общественных отношений в масштабе муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.

Одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской Хартии местного самоуправления, обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.  Именно на местном, муниципальном уровне конституционное право граждан на участие в управлении может быть осуществлено наиболее полно и непосредственно.  Поэтому местное самоуправление (муниципальная власть) и  государственная власть являются формами единой публичной власти. Данный подход к оценке муниципального самоуправления нашел подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ (от 15.01.1998 г. по делу о проверке конституционности ст.80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. «об органах исполнительной власти в Республике Коми»).

Предмет муниципального права охватывает различные по своему содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др., в которых их обязательным субъектом выступает либо население муниципального образования, либо орган (должностное лицо) местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями. Все отношения можно условно разделить на три основные группы:

a) отношения, возникающие при решении населением вопросов местного значения непосредственным путем (референдум, сход, выборы, правотворческая инициатива);

b) отношения, связанные с хозяйственно-экономической и политической деятельностью органов местного самоуправления в различных сферах жизни населения муниципального образования. Местные органы в процессе своей деятельности взаимодействуют между собой, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами;

c) отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных полномочий, делегированных государством, а также с реализацией на территории муниципального образования федерального законодательства в пределах полномочий местных органов власти.

Необходимо отметить, что предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права потому, что органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника (сдача в аренду, отчуждение и т.п.) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

В муниципальном праве используется не один метод правового регулирования, совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких способов как, предписание, дозволение и запрет, совокупность которых определяет характер правового регулирования. В зависимости от юридического приема, используемого в регулировании общественных отношений выделяют два основных метода регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Конституционный принцип гарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также методагарантий. Особенно широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что государство признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организационного, экономического и финансового обеспечения. 

Конституционная самостоятельность самоуправления в пределах своих полномочий выводит его из общей системы государственного управления. 

 

2. Муниципальное право и социальные условия его реализации.

Среди множества отраслей российской правовой системы муниципальное право является сравнительно молодой отраслью права. В последние годы муниципальное право является

одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права. В мировой юридической науке и практике государственного устройства вопросам местного значения отводится значительная роль. Термин муниципальное право может быть рассмотрен в различных значениях:

1) как отрасль права (наряду с гражданским, уголовным и иными отраслями права) - находится в настоящий момент в разработке российских правоведов, теоретиков и практиков;

2) как учебная дисциплина (учебный предмет);

3) как наука.

Муниципальное право - комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право. В Российской Федерации разработкой основ местного самоуправления занимаются юристы-государствоведы, в зарубежных странах этот вопрос является административным (процедурным).

Такие различия объясняются разницей в понимании института местного самоуправления. На территории России местное самоуправление - это форма народовластия, разновидность организации публичной власти. В зарубежных странах местное самоуправление рассматривается как уровень социального управления.

Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методом регулирования. В силу того, что муниципальное право - комплексная отрасль права, она имеет некоторые особенности в предмете правового регулирования. Предмет правового регулирования выполняет роль первичного звена в построении целостной и самостоятельной отрасли муниципального права.

Предмет отрасли имеет первостепенное значение для идентификации отрасли, признания ее самостоятельности, определяет метод правого регулирования. Предмет - совокупность общественных отношений, подлежащих регулированию в рамках муниципального права. Метод правового регулирования также является отличительным признаком любой самостоятельной отрасли права. Метод муниципального права - совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Муниципальное право как комплексная отрасль права состоит из целого ряда правовых норм, которые также являются нормами иных отраслей права. Однако муниципальное право имеет также собственно муниципально-правовые нормы, которые определяют различные стороны общественной жизни на территории муниципального образования. Муниципально-правовые нормы - правила поведения, исходящие от органов государственной власти, органов местного самоуправления или непосредственно от народа и обеспечиваемые принудительной силой государства.

Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного самоуправления.

Под источниками муниципального права понимаются различные формы их законодательного и иного правового выражения. Эти законодательные и иные правовые акты регламентируют, регулируют и охраняют муниципальные общественные отношения.

Все источники муниципального права подразделяются на 2 большие группы:

1) нормативно-правовые акты – односторонние властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица по исполнению закона, направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм и (или) правоотношений. Данное определение полностью применимо к сфере муниципально-правовых отношений. Нормативно-правовые акты в рамках муниципального права подразделяются на группы:

а)в зависимости от круга регулируемых муниципально-правовых отношений:

- систематизированные акты – совокупность правовых норм, затрагивающих все или большинство вопросов в области местного самоуправления.

- отраслевые (тематические) акты – регулируют отдельные аспекты организации местного самоуправления на территории РФ (например, законы о муниципальной службе, о финансовых основах местного самоуправления, о выборах в органы местного самоуправления и др.);

б) по юридической природе:

- законодательные акты, исходящие от представительных (законодательных) органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- подзаконные акты, исходящие от исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, наделенных нормотворческими полномочиями; принимаются по отдельным вопросам местного самоуправления, требующим дополнительного регулирования;

в) по кругу субъектов, уполномоченных на принятие нормативно-правовых актов:

- органов государственной власти РФ;

- органов государственной власти субъектов РФ;

- органов местного самоуправления;

- принятые непосредственно населением на референдуме, собрании или сходе;

2)муниципально-правовые договоры (соглашения) - двусторонние или многосторонние соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры могут заключаться между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления одного муниципального образования или нескольких, между объединениями муниципальных образований. Важным условием признания муниципально-правового договора (соглашения) действительным является указание в нем конкретного круга регулируемых вопросов.

Некоторые авторы приводят иную классификацию источников муниципального права, которая также является общепринятой.

 

3. Понятие, принципы и цели муниципального права.

Муниципальное право - комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право. В Российской Федерации разработкой основ местного самоуправления занимаются юристы-государствоведы, в зарубежных

странах этот вопрос является административным (процедурным).

«Цель муниципального управления -- повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

создает социальную инфраструктуру;

стабилизирует экономику;

регулирует социально-экономические процессы;

развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;

поддерживает экологическую обстановку;

сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая:

контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;

охраняет природу;

осуществляет санитарный надзор;

содержит жилищно-коммунальное хозяйство;

создает социальную инфраструктуру;

сохраняет памятники;

обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;

обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных задач необходимо использовать систему методов управления. Методы управления -- это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по связям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.

Принципы муниципального управления -- общие и частные -- вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).

В теории и практике муниципального управления общие и частные принципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются теоретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления, определяя, насколько она отвечает соответствующим началам и идеям. Принципы муниципального управления предопределяют структуру и функции муниципальной власти, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Для стран -- членов Совета Европы принципы муниципального управления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовой основой для их муниципального законодательства.

 

4. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право — это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право — это комплексная отрасль права. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, а во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом связано и взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законом административной правосубъект-ностью. Так, местная администрация, административная комиссия при местной администрации вправе налагать в пределах своей компетенции, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения, а также осуществлять другие полномочия административно-правового характера. Следует также учитывать, что время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе, правовое регулирование которой осуществляет административное право.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г. формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

 

5. Система муниципального права: понятие, основные институты.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-пра-вовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

 

6. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина.

Говоря о муниципальном праве, следует иметь в виду то, что это не только отрасль права, но и наука, проблемы которой всегда вызывали интерес известных зарубежных и российских ученых.
Воскрешение идей подлинно демократической организации местного самоуправления в современной России обусловило всплеск научного интереса к его проблемам у достаточно широкого круга ученых.
Заметным явлением в муниципальном праве России стали работы С.А.Авакьяна, Г.В.Барабашева, М.А.Краснова, Л.Е.Лаптевой, Ю.А.Тихомирова, В.И.Фадеева, Е.С.Шугриной и др.
Предметом научной дисциплины "муниципальное право" являются:
1) изучение отрасли муниципального права;
2)  изучение практики правового регулирования организации и деятельности местной власти;
3)  изучение российского и зарубежного опыта развития муниципального права и его институтов.
В целом научную дисциплину "муниципальное право" можно определить как совокупность знаний, теорий о местном самоуправлении, формах и практике его осуществления и правового регулирования.
В систему научной дисциплины входят следующие разделы (части):
-  введение в муниципальное право, где изучаются понятия муниципального права, его предмет и источники, вопросы истории муниципального права России, опыт муниципального развития в зарубежных странах;
-  местное самоуправление как форма народовластия, в котором изучаются: понятие, система, принципы и функции местного самоуправления, соотношение непосредственной и представительной форм демократии;
-  основы местного самоуправления, в котором рассматриваются территориальная, правовая, организационная, экономическая, финансовая основы местного самоуправления;
-  полномочия местного самоуправления, - в этом разделе рассматриваются понятие и правовое регулирование вопросов местного значения, компетенция органов местного самоуправления;
-  гарантии местного самоуправления;
-  ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

7. Понятие, сущность, назначение, перспективы местного самоуправления.

1. Прежде всего, надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований – городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных общей территорией, части поселения, иной населенной территории, предусмотренной законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Субъектом местного самоуправления является население муниципального образования.

Население муниципального образования осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.

2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны – у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль над их реализацией. Однако закон запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами, а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Местное самоуправление – это, конечно, не «государство в государстве». Но вместе с тем местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление – это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Муниципальная власть и власть государственная – это формы публичной власти, власти народа.

     3. Местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения. Перечень этих вопросов дан в законе. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (содержание и развитие муниципальных учреждений образования, здравоохранения; содержание и использование муниципального жилищного фонда; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания и др.). Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

4. Одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти, – самостоятельность.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.

5. Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику как формы осуществления власти, является собственная ответственность муниципальных образований.

Муниципальная деятельность должна осуществляться исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Перспективы местного самоуправления заключаются в том, чтобы решить все проблемы.

 

8.Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.

Правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-пра-вовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.

Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-право-вые нормы бывают закрепляющими: основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы).

По характеру предписаний они делятся:

– на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

– обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

– запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и&nb… Продолжение »

© stikkkker

Бесплатный конструктор сайтовuCoz