…рава чело­века с всеобщим миром, дружественными отношениями между народами, социальным прогрессом и пр. Формулировки Декла­рации носят довольно общий характер по сравнению с более поздними актами в этой области. Декларация закрепляет граж­данские и политические права (право на жизнь, запрет рабства, запрет пыток, право на судебную защиту, презумпцию невино­вности и др.), а также экономические, социальные и культур­ные права (право на труд, право на отдых, право на необходи­мый жизненный уровень, право на образование и др.). Деклара­ция не является международным договором; она провозглашена в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремить­ся все народы и все государства», однако положения, в ней со­держащиеся, могут рассматриваться в качестве норм международного обычного права. Декларация повлияла на содержание Пактов 1966 г., Европейской конвенции 1950 г., Конвенции СНГ 1992 г. и ряда национальных конституций, принятых по­сле II мировой войны.

Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. содер­жат более подробное регулирование по сравнению с Деклара­цией 1948 г. Пакты конкретизируют как сами права человека, так и обязанности государств по их обеспечению, а также под­робно регулируют ограничения прав.

В статьях 1 Пактов закрепляются права третьего поколения: право народов на самоопределение и на распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами (акты НМЭП носят более подробный и радикальный характер по сравнению с по­ложениями Пактов в этой области).

Статьи 2 обоих Пактов закрепляют обязанности договари­вающихся сторон. Участники Пакта о гражданских и полити­ческих правах обязаны «уважать и обеспечивать» соответству­ющие права «без какого бы то ни было различия», в том числе принимать соответствующие законодательные меры и обеспе­чивать эффективные средства правовой защиты. Статья 4 Пакта уста­навливает общую возможность ограничений прав человека (за исключением некоторых) «во время чрезвычайного положе­ния в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется». Кро­ме этого, ограничения некоторых прав (права на свободу пе­редвижения, свободы исповедовать религию или убеждения, права на свободное выражение мнения, права на мирные соб­рания, права на свободу ассоциации) допускаются на основа­нии закона, если это необходимо для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравствен­ности, прав и свобод других лиц и пр.

Помимо универсальных кодифицирующих международных до­говоров в области прав человека, существуют договоры, заклю­ченные по отдельным вопросам. К их числу относятся:

А. Договоры о защите отдельных категорий лиц (Конвенция о статусе беженцев 1951 г.; Конвенция о статусе апатридов 1954 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.).

Б. Договоры, запрещающие жестокое обращение и иные на­рушения прав человека (Конвенция о рабстве 1926 г. и Протокол к ней 1953 г.; Конвенция о принудительном тру­де 1930 г.; Конвенция о предупреждении преступления ге­ноцида и наказании за него 1948 г.; Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьи­ми лицами 1949 г. и др.).

В отдельную группу могут быть отнесены региональные со­глашения в области прав человека, которые могут быть общими и специальными. К общим региональным соглашениям отно­сятся Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах челове­ка 1995 г. и др.; к специальным — Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г., Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к националь­ным меньшинствам, 1994 г. (не вступила в силу для России на 9 сентября 2008 г.), Рамочная конвенция Совета Европы о за­щите национальных меньшинств 1995 г. и др.

На становление обычаев в области прав человека влияют нормы мягкого права, в основном отраженные в резолюциях Генеральной Ассамблеи (Декларация о ликвидации дискрими­нации в отношении женщин 1967 г.. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г., Декларация о лик­видации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о праве и обязан­ности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и за­щищать общепризнанные права человека и основные свободы 1998 г. и пр.).

Международные договоры в области прав человека, как пра­вило, учреждают наблюдательные и юрисдикционные про­цедуры, осуществляемые специальными органами (комите­тами). Комитеты состоят из выступающих в личном качестве экспертов, избираемых государствами-участниками.

Международные договоры в области прав человека могут предусматривать возможность разрешения межгосударствен­ных споров относительно их толкования и применения при по­мощи судебных процедур. Как правило, спор, не разрешенный путем переговоров, передается по просьбе одной из сторон на арбитражное разбирательство; если сторонам не удалось прий­ти к согласию относительно организации такого разбиратель­ства, любая из них может передать спор в МС ООН. Данная воз­можность практически не используется на практике.

Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:

1. Универсальные документы в об­ласти прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;  Международный Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах 1966 г.; Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Фа­культативными Протоколами 1976 и 1992 гг.

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:

* Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.).

* Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г.

* Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.

* Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.

* Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискрими­на­ции 1965 г. и др.

 

52. Характеристика основных процедур реализации международно-правовых норм в сфере прав человека

Международные договоры в области прав человека, как пра­вило, учреждают наблюдательные и юрисдикционные про­цедуры, осуществляемые специальными органами (комите­тами).

Комитеты состоят из выступающих в личном качестве экспертов, избираемых государствами-участниками. К их чис­лу относятся:

- Комитет по правам человека (Пакт о граждан­ских и политических правах 1966 г.),

- Комитет по экономиче­ским, социальным и культурным правам (Пакт об экономи­ческих, социальных и культурных правах 1966 г.),

- Комитет по ликвидации расовой дискриминации (Конвенция о ликвида­ции всех форм расовой дискриминации 1965 г.),

- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Конвен­ция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.),

- Комитет против пыток (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих до­стоинство видов обращения или наказания 1984 г.), Комитет по правам ребенка (Конвенция о правах ребенка 1989 г.),

- Ко­митет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.).

Комитеты осуществляют следующие основные процедуры:

♦      Процедура рассмотрения представляемых государствами периодических и специальных докладов о соблюдении поло­жений договора. По результатам рассмотрения таких докладов международный комитет делает рекомендации и замечания.

♦      Процедура рассмотрения сообщений, сделанных одним государ­ством о нарушении прав человека другим государством. Госу­дарство, согласное на рассмотрение таких сообщений в его отношении, как правило, должно сделать заявление о при­знании компетенции комитета, действующее на условиях взаимности. Сначала сообщения рассматриваются самим государством, в отношении которого они сделаны; если это не решает вопрос, они могут быть переданы на рассмотре­ние в комитет, который оказывает сторонам добрые услу­ги и подготавливает доклад с изложением фактов. Иногда предусматривается формирование комитетом согласитель­ной комиссии, которая предоставляет добрые услуги и под­готавливает доклад, содержащий соображения о возможно­стях полюбовного урегулирования. Данная процедура ни разу не была использована.

♦      Процедура рассмотрения индивидуальных сообщений о наруше­нии прав человека. Так же как и в предыдущем случае, го­сударства должны выразить согласие с компетенцией коми­тета при помощи заявления. При направлении сообщения должны быть выполнены условия приемлемости. Сообще­ние не должно быть анонимным, необоснованным, несовместимым с международным договором, не должно пред­ставлять собой злоупотребление правом, не должно рассма­триваться с использованием другой международной про­цедуры. Должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты (кроме случаев, когда применение таких средств неоправданно затягивается). Как правило, сообще­ние может быть подано в любое время после нарушения. Иное правило установлено применительно к жалобам в ЕСПЧ, которые могут приниматься в течение шести месяцев с даты вынесения национальными орга­нами окончательного решения по делу.

♦      По результатам рассмотрения сообщения комитет направ­ляет государству-участнику и заявителю свои соображения. В случае установления нарушения государству предлагается представить информацию о принятых мерах.

♦      Процедура проведения расследований по инициативе между­народного органа3. В случае получения информации о систе­матическом нарушении прав человека комитет может на­значить своих членов для проведения конфиденциального расследования и срочного представления ему соответству­ющего доклада. Комитет стремится сотрудничать с затро­нутым государством при проведении расследования. После рассмотрения результатов расследования комитет направ­ляет соответствующему государству данные результаты со своими замечаниями и предложениями.

Международные договоры в области прав человека могут предусматривать возможность разрешения межгосударствен­ных споров относительно их толкования и применения при по­мощи судебных процедур. Как правило, спор, не разрешенный путем переговоров, передается по просьбе одной из сторон на арбитражное разбирательство; если сторонам не удалось прий­ти к согласию относительно организации такого разбиратель­ства, любая из них может передать спор в МС ООН. Данная воз­можность практически не используется на практике.

 

53. Европейская конвенция о правах человека: характеристика, применение.

Всеобщая декларация прав человека (1948), ставшая эталоном для всех государств, провозгласила принципы свободы (ст. 3), равенства (ст. 2) и братства (ст. 1), основные политические и гражданские права (ст. 4—21): право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, право убежища, право на гражданство и др. Декларация представляет собой универсальное воплощение идеи Ж. – Ж. Руссо о том, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах… Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Осуществление естественных прав каждого человека не встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом».[139]

Благодаря активному участию нашей страны в разработке Декларации в последней были провозглашены социально-экономические права: на труд, отдых, социальное обеспечение, образование и др. (ст. 22–27). Это придало ей значение политического документа, который используется в борьбе против нарушений прав человека. Значение декларации – в заключении принципов универсальности правовой защиты личности (ст. 2). Она стала основополагающим документом, утвердившим права личности и сосредоточившим внимание государств на человеке как части общества. Уходя идейными корнями в доктрину естественного права, она основывается на том, что прав не существует, пока они не воплощены в законе. Вместе с тем в Декларации не содержится материальных гарантий обеспечения демократических прав и свобод.

 

Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он был создан в 1959 г. на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

В состав Европейского суда по правам человека входят судьи, представляющие государства – члены Совета Европы. Судья Европейского суда по правам человека должен обладать всеми высокими моральными качествами, быть лицом с общепризнанным авторитетом в области права. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет, могут переизбираться. Срок полномочий судей истекает по достижении ими возраста 70 лет. Во главе Европейского суда по правам человека стоит председатель, суд избирает двух его заместителей. Судьи Европейского суда по правам человека образуют палаты, в них также избираются председатели, избирается также секретарь-канцлер Суда.

Для рассмотрения дел образуются комитеты в составе трех судей, палаты образуются в составе семи судей, Большая палата состоит из 17 судей. Официальные языки Европейского суда по правам человека: французский или английский.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней.

Согласно ст. 33 Конвенции «любое государство-участник может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником». Статья 34 Конвенции уполномочивает Суд принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.

В ст. 35 Конвенции сформулированы условия приемлемости индивидуальных жалоб в Суд:

Должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты в соответствии с международным правом, т.е. все доступные и эффективные инстанции. Инстанция являет­ся доступной, если лицо имеет возможность самостоятель­но возбудить разбирательство его дела. Инстанция является эффективной, если ее решение влечет прямые последствия для лица.

В связи с этим применительно к Российской Федерации не нужно предварительно обращаться в Конституционный Суд и к Уполномоченному по правам человека. До принятия но­вых процессуальных кодексов критерию доступности не со­ответствовал институт надзора.

♦      Должно пройти не более шести месяцев с даты вынесения на­циональными органами окончательного решения по делу. Вполне возможна ситуация, при которой лицо, решившее сначала использовать возможность рассмотрения дела в по­рядке надзора, пропустит этот срок. В связи с этим иногда делается рекомендация подавать надзорную жалобу одно­временно с жалобой в ЕСПЧ.

♦      Жалоба не должна быть анонимной.

♦      Жалоба не должна быть по существу аналогичной той, кото­рая уже была рассмотрена ЕСПЧ.

♦      Жалоба не должна быть предметом другой процедуры между­народного разбирательства или урегулирования.

♦      Жалоба не должна быть несовместимой с положениями Конвенции 1950 г. или Протоколов к ней, явно необоснован­ной; ее подача не должна представлять собой злоупотребле­ние правом.

♦ Жалоба должна касаться нарушений, которые имели место по­сле вступления Конвенции в силу для государства-ответчика.

В резолютивной части решения ЕСПЧ устанавливает, была ли нарушена Конвенция. Кроме того, при установлении наруше­ния, если внутреннее право государства-ответчика допускает возможность лишь частичного устранения последствий нару­шения, ЕСПЧ в случае необходимости может присудить спра­ведливую компенсацию потерпевшей стороне.

Государства обязаны исполнять решения ЕСПЧ по делам, в которых они являются сторонами. Решения ЕСПЧ направля­ются Комитету министров СЕ, который осуществляет надзор за их исполнением. Конкретный механизм исполнения реше­ний не предусмотрен Конвенцией, что соответствует общему принципу свободы государств в выборе средств имплементации международно-правовых обязательств.

Решения ЕСПЧ в принципе не обязывают государства осу­ществлять меры общего характера, т.е. меры, направленные на изменение законодательства и правоприменительной практи­ки в целом. Другое дело, что непринятие таких мер может по­влечь предъявление в ЕСПЧ аналогичных жалоб, чего госу­дарства стараются избежать. Поэтому решения ЕСПЧ должны быть предметом всестороннего анализа, по итогам которого мо­гут делаться предложения по ревизии законодательства и пра­воприменительной практики.

54. Европейский суд по правам человека: правила обращения, условия приемлемости жалобы, механизм ее рассмотрения, порядок исполнения постановлений.

Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он был создан в 1959 г. на основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

В состав Европейского суда по правам человека входят судьи, представляющие государства – члены Совета Европы. Судья Европейского суда по правам человека должен обладать всеми высокими моральными качествами, быть лицом с общепризнанным авторитетом в области права. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет, могут переизбираться. Срок полномочий судей истекает по достижении ими возраста 70 лет. Во главе Европейского суда по правам человека стоит председатель, суд избирает двух его заместителей. Судьи Европейского суда по правам человека образуют палаты, в них также избираются председатели, избирается также секретарь-канцлер Суда.

Для рассмотрения дел образуются комитеты в составе трех судей, палаты образуются в составе семи судей, Большая палата состоит из 17 судей. Официальные языки Европейского суда по правам человека: французский или английский.

Европейский суд по правам человека рассматривает дела, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней.

Согласно ст. 33 Конвенции «любое государство-участник может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником». Статья 34 Конвенции уполномочивает Суд принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений одним из государств-участников их прав, признанных в Конвенции и Протоколах к ней.

В ст. 35 Конвенции сформулированы условия приемлемости индивидуальных жалоб в Суд:

Должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты в соответствии с международным правом, т.е. все доступные и эффективные инстанции. Инстанция являет­ся доступной, если лицо имеет возможность самостоятель­но возбудить разбирательство его дела. Инстанция является эффективной, если ее решение влечет прямые последствия для лица.

В связи с этим применительно к Российской Федерации не нужно предварительно обращаться в Конституционный Суд и к Уполномоченному по правам человека. До принятия но­вых процессуальных кодексов критерию доступности не со­ответствовал институт надзора.

♦      Должно пройти не более шести месяцев с даты вынесения на­циональными органами окончательного решения по делу. Вполне возможна ситуация, при которой лицо, решившее сначала использовать возможность рассмотрения дела в по­рядке надзора, пропустит этот срок. В связи с этим иногда делается рекомендация подавать надзорную жалобу одно­временно с жалобой в ЕСПЧ.

♦      Жалоба не должна быть анонимной.

♦      Жалоба не должна быть по существу аналогичной той, кото­рая уже была рассмотрена ЕСПЧ.

♦      Жалоба не должна быть предметом другой процедуры между­народного разбирательства или урегулирования.

♦      Жалоба не должна быть несовместимой с положениями Конвенции 1950 г. или Протоколов к ней, явно необоснован­ной; ее подача не должна представлять собой злоупотребле­ние правом.

♦ Жалоба должна касаться нарушений, которые имели место по­сле вступления Конвенции в силу для государства-ответчика.

В резолютивной части решения ЕСПЧ устанавливает, была ли нарушена Конвенция. Кроме того, при установлении наруше­ния, если внутреннее право государства-ответчика допускает возможность лишь частичного устранения последствий нару­шения, ЕСПЧ в случае необходимости может присудить спра­ведливую компенсацию потерпевшей стороне.

Государства обязаны исполнять решения ЕСПЧ по делам, в которых они являются сторонами. Решения ЕСПЧ направля­ются Комитету министров СЕ, который осуществляет надзор за их исполнением. Конкретный механизм исполнения реше­ний не предусмотрен Конвенцией, что соответствует общему принципу свободы государств в выборе средств имплементации международно-правовых обязательств.

Решения ЕСПЧ в принципе не обязывают государства осу­ществлять меры общего характера, т.е. меры, направленные на изменение законодательства и правоприменительной практи­ки в целом. Другое дело, что непринятие таких мер может по­влечь предъявление в ЕСПЧ аналогичных жалоб, чего госу­дарства стараются избежать. Поэтому решения ЕСПЧ должны быть предметом всестороннего анализа, по итогам которого мо­гут делаться предложения по ревизии законодательства и пра­воприменительной практики.

 

55. Институт гражданства в международном праве. Двойное гражданство и лица без гражданства.

Основу правового статуса индивида образует правоотношение гражданства. Под гражданством понимается постоянная устойчивая политико-правовая связь индивида с соответствующим лицом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правления используется понятие «подданство».

Двойное гражданство (bipatrid) — это правовое состояние физического лица, когда оно является гражданином двух или более государств одновременно. Граждане, имеющие двойное гражданство, не могут быть на этом основании ограничены в правах.

Конституция РФ устанавливает, что гражданин Российской Федерации «может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации...» (ч. 1 ст. 62).

При этом наличие у гражданина Российской,Федерации двойного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства (ч. 2 ст. 62).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г.) гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом.

При этом приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ.

В настоящее время заключены:

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.);

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.).

Так, на основании Соглашения между Российской Федерацей и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г. договаривающиеся стороны признали за своими гражданами право приобрести, не утрачивая своего гражданства, гражданство другой стороны и урегулировали конкретные вопросы приобретения второго гражданства.

Основными источниками возникновения двойного гражданства являются: 

а) рождение ребенка от родителей, проживающих на территории государства, которое применяет принцип «права почвы», при этом родители являются гражданами государства, которое применяет принцип «права крови»;

б) вступление женщины в брак с иностранцем, если при этом законодательство ее страны не предусматривает автоматического лишения ее гражданства при вступлении в брак с иностранцем, а законодательство страны мужа автоматически предоставляет ей свое гражданство;

в) натурализация, когда физическое лицо добровольно приобретает гражданство другого государства, не теряя прежнего гражданства.

По общему правилу, лицо, состоящее в гражданстве двух государств, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает. Эти лица проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают на момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, освобождаются от призыва в другом государстве. Дипломатическая защита лица с двойным гражданством осуществляется государством, на территории которого оно проживает.

Однако правовое положение лица с двойным гражданством осложняется тем, что каждое государство, считающее его своим гражданином, может требовать от него выполнения гражданских обязанностей.

Может возникнуть такое положение, когда лицо, имеющее двойное гражданство, подлежит призыву на военную службу в государствах, гражданином которых оно является. При этом, конечно, оно будет проходить службу только в одном государстве.

Другое государство вправе (когда это лицо окажется на его территории) привлечь его к ответственности за прохождение службы в иностранном государстве (или за уклонение от призыва на военную службу в «своем» государстве). Вопрос в подобных случаях может быть решен либо путем непосредственных переговоров, либо путем заключения соглашения о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством.

В истории межгосударственных отношений имеются случаи, когда государства заключали соглашения и конвенции, касающиеся прохождения военной службы лицами с двойным гражданством. В 1930 г. под эгидой Лиги Наций был принят Протокол о воинской обязанности в некоторых случаях двойного гражданства, ст. 1 которого устанавливала: «Лицо, обладающее двумя или более гражданствами, которое обычно проживает в одной из стран, чьим гражданством оно обладает, и которое в действительности наиболее тесно связано с этой страной, освобождается от воинской обязанности в другой стране или странах».

После Второй мировой войны ряд стран заключили соглашения о прохождении военной службы лицами с двойным гражданством.

Так, в 1948 г. между США и Францией, а в 1949 г. между Францией и Англией состоялся обмен письмами, в которых констатировалось, что лица с двойным гражданством будут считаться выполнившими свои воинские обязанности в соответствующем государстве во время войны 1939 — 1945 гг., если они их выполнили за этот период времени в вооруженных силах другой страны.

Примером многостороннего соглашения по данному вопросу может служить Конвенция о сокращении случаев множественности гражданства и военной обязанности в случаях множественности гражданства, заключенная европейскими государствами — членами Европейского совета в мае 1963 г. Согласно этой Конвенции, лица, обладающие гражданством двух или более государств, выполняют воинскую обязанность только в одном из этих государств, как правило, государстве, на территории которого они имеют свое постоянное место жительства. Анализ международных соглашений показывает, что все они так или иначе связывают исполнение воинской обязанности с эффективным гражданством, т.е. с постоянным проживанием.

Безгражданство (apatrid) — это правовое состояние лица, когда оно не имеет гражданства какого-либо государства. Основные источники образования безгражданства:

а) вступление в брак (например, женш.ина, вступая в брак с иностранцем, автоматически теряет гражданство своего государства, а законодательство страны мужа не предоставляет ей автоматически гражданства данного государства);

б) лишение гражданства (например, индивид был лишен гражданства, но еще не приобрел гражданства другого государства.Это лишение может осуществляться в разных странах по-разному: либо по суду, либо в соответствии с законом;

в) при потере полученных ранее привилегий гражданства (например, в случае гражданства, полученного в браке);

г) при добровольном отказе от гражданства.

д) в случае прекращения существования государства

 

Правовой статус апатридов определяется международными договорами и национальными законами.

Основными международно-правовыми актами являются Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., согласно которым государства обязаны на своей территории установить определенный режим для лиц без гражданства, который бы защищал их личные права (личный статус), имущественные права, предоставлял им, например, свободу предпринимательства, льготы в области получения образования и т.д.

Конечно, в соответствии с национальным законодательством лица без гражданства ограничены в правах по сравнению с гражданами государства, на территории которого они проживают. Они полностью подчиняются законам страны пребывания, обязаны выполнять распоряжения властей, платить налоги. Они не пользуются политическими (например, избирательными) и иными правами.

Они не имеют и тех прав, которыми пользуются иностранцы, в частности они не имеют права на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства. Каждое государство устанавливает правовой режим для лиц без гражданства с учетом своих особенностей. Так, в России их статус в принципе приравнивается к статусу иностранцев: они не имеют избирательных прав, не несут воинской обязанности, ограничены в выборе профессии, в случае совершения преступления несут уголовную ответственность.

 

Документами, удостоверяющими личность без гражданства в Российской Федерации, являются:

  1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  2. разрешение на временное проживание;
  3. Продолжение »
Бесплатный конструктор сайтовuCoz