19. Принципы финансового права.

Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования обще­ственных отношений в финансовой сфере. Наряду с предме­том и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финан­сового права.

Основные принципы финансового права

   Основными принципами финансовой деятельности являются:

  = законность;

  = приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений;

  = федерализм;

  = единство финансовой политики и денежной системы;

  = равно­правие субъектов РФ в области финансовой деятельности;

  = са­мостоятельность финансовой деятельности в рамках компетен­ции органов местного самоуправления;

  = социальную направлен­ность финансовой деятельности Российской Федерации;

  = распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), испол­нительной и судебной властей;

  = гласность;

  = плановость.

В свою очередь, в основе конституцион­ного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частно­сти, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

   Законность представляет собой определенный ре­жим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посред­ством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.

      Принцип справедливости выражается в соразмерности налогов, заключающейся в соотношении доходной части бюджета и уменьшении собственности налогоплательщика. Соглас­но п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политичес­ких, конфессиональных и иных различий между налогоплатель­щиками. Также законодательство содержит запрет на установле­ние дифференцированных ставок налогов и сборов либо налого­вых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала.

   Финансово-правовое значение принципа законности заключается в создании и поддержании режима леги­тимности финансовой деятельности государства и местного са­моуправления. Основными элементами данного принципа сле­дует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответ­ственности.

   Принцип приоритета публичных интересов выражается в верховенстве об­щих интересов субъектов финансового права. В процессе акку­мулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулиро­вания.

   Финансовое обеспечение целей и задач государства предназ­начено для удовлетворения интересов органов власти и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без фи­нансового обеспечения функционирования государства невоз­можно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества.

   Публичность финансового права проявляется не только в специфике объектов общего интереса - финансовых ресурсах государства, в правовом статусе субъектов. Государство и муни­ципальные образования выступают обязательными участника­ми финансовых правоотношений, обладая при этом возможно­стью применения властных правовых механизмов.

Сочетание публичных и частных интересов в правовом регули­ровании финансовых отношений выражается в двух взаимосвя­занных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с уче­том частных интересов; взаимопроникновении и взаимодей­ствии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов.

Принцип федерализма является исходным началом финансовой деятельности госу­дарства, выражающимся в сочетании общегосударственных фи­нансовых интересов с интересами субъектов РФ и разграниче­нии бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

   Основные характеристики принципа фе­дерализма закреплены Конституцией РФ: государственный су­веренитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство кон­ституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

   Сущность федеративных отношений в финансовой деятельности государства обусловле­на способом разграничения и структурирования предметов ве­дения «по вертикали», системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, право­вым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений.

   Принцип федерализма в финансовом праве оказывает суще­ственное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственной финансо­вой компетенции у Российской Федерации, субъектов РФ и му­ниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

   Принцип единства финансовой политики и денежной системы проявляется в единой финансовой политике на всех уровнях Рос­сийской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований.

   Один из основных факторов обеспечения единства финансо­вой политики — единство правового пространства. Финансовая политика — это составная часть единой госу­дарственной экономической политики. Реальная политико-правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их вза­имодействия.

   Другим компонентом рассматриваемого принципа является единство денежной системы. Центральный банк РФ является органом де­нежно-кредитного регулирования.

   Финансово-правовая политика есть основан­ная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию опти­мального механизма финансово-правового регулирования в це­лях планомерного аккумулирования, распределения и исполь­зования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, на­правленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных обще­ственных (социальных) регуляторов.

   Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой де­ятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно кото­рой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом. Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, по­строение равноправных финансовых взаимоотношений с Рос­сийской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром.

   Второй аспект подразумевает равенство субъектов РФ по от­ношению друг к другу, что реализуется через юридическое равен­ство нормативных актов в финансовой сфере всех субъектов РФ, единые правовые основы и механизмы разграничения финансо­вой компетенции, недопустимость предоставления льгот или ус­тановления запретов, носящих индивидуальный характер.

   Равенство субъектов РФ проявляется и в наделении законо­дательных органов субъектов РФ правом законодательной ини­циативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

   Реальное правовое обеспечение принципа равноправия субъ­ектов РФ является залогом территориальной целостности и поли­тической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус.

   Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления в рам­ках компетенции заключается в наличии у муниципальных образований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций.

   Формирование финансовой основы местного самоуправления и совершенствование системы бюджетного регулирования при­знаны государством как важнейшие условия для реализации орга­нами местного самоуправления своих конституционных полно­мочий.

   Но финансовая самостоятельность местного само­управления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставлен­ные нормативными финансово-правовыми актами федерально­го уровня и субъекта РФ.

   Принцип социальной направленности финансовой деятельности Россий­ской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано,  что Российская Федерация — социальное государ­ство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

   Социальная направленность финансовой деятельности государства ориентирована на все субъекты и проявляется в различных аспектах: страхование за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирова­ние бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимально­го бюджета; установление принципа учета фактической способ­ности налогоплательщика к уплате налогов и т. д.

   Финансировать социальные функции государство способно, только опираясь на мощную и стабильную финансовую систе­му. Формирование государственных до­ходов находится в прямой зависимости от участия каждого субъекта права в публичной финансовой деятельности.

   Распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполни­тельной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность де­мократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения госу­дарственных полномочий между самостоятельными государ­ственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполни­тельная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятель­ности исполняется самостоятельно соответствующими органа­ми государственной власти.

   На федеральном уровне организации государственной влас­ти распределение функций в области финансовой деятельности выглядит следующим образом.

   Законодательный (представи­тельный) орган — Федеральное Собрание РФ — принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельнос­ти всех финансовых органов государства.

   Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства. К исключительной ком­петенции Правительства РФ относится разработка и представ­ление Государственной Думе федерального бюджета, обеспече­ние его исполнения, представление отчета об исполнении феде­рального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и де­нежной политики.                                                                      I

  Судебная система - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоот­ношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопро­сам их ведения.

   Президент РФ являясь главой государства, формально не относится ни к одной из трех ветвей власти, обеспе­чивает проведение единой финансовой политики, согласовыва­ет и координирует деятельность всех ветвей власти, что позво­ляет эффективно действовать всему финансово-правовому ме­ханизму.

   Принцип гласности в финансовой деятельности государства отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финан­совых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на оче­редной финансовый год, обязательным опубликованием в сред­ствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или органов местного самоуправления.

   Принцип плановости в финансовой деятельности проявляется в законодательно установленных требованиях для всех субъек­тов финансового права осуществлять процессы аккумулирова­ния, распределения или использования денежных средств на основе финансовых планов. Финансовое планирование направ­лено на достижение баланса доходов и расходов как территори­альных, так и коллективных субъектов.

   Планирование финансовой деятельности осуществляется вне­бюджетными фондами, страховыми компаниями, кредитными организациями, государственными и муниципальными предприятиями.

    Реализация принципа плановости позволяет субъектам учитывать результаты предыдущих периодов финансовой деятель­ности, прогнозировать свое финансовое развитие и таким образом осуществлять аккумулирование, распределение и использо­вание денежных средств более эффективными методами.

 

20. Источники финансового права.

Источники финансового права — это внешние конкретные фор­мы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.

  Содержанием источников финансового права являются пра­вовые нормы, регулирующие:

  - имущественные отношения, скла­дывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности,

  - отношения в сфере финансового контроля и

  - отношения по привлечению к ответственности за совершение финансового правонарушения.

   Источники финансового права выполняют две взаимосвя­занные задачи:

  во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, пред­ставляет одно из основных направлений финансовой деятель­ности государства и местного самоуправления.

  во-вторых, источники финансового права представляют со­бой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил пове­дения субъектов в финансовых отношениях.

 

Особенности системы источников финансового права

   Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законода­тельства складывались объективно и обусловлены процессом раз­вития и расширения сферы финансовой деятельности государ­ства, усложнением способов правового воздействия на бюджет­ные и налоговые отношения.

   Теория разделения властей относит правотворчество к ис­ключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосред­ственное правотворчество исполнительной ветви власти выра­жается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть вы­полняет правотворческие функции при применении ею анало­гии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государ­ства особое значение приобретают постановления Конституци­онного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финан­сового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

   Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., ре­гулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей от­расли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, при­нимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке рас­пределения прибыли).

   Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулирова­нии могут действовать и нормативные акты СССР в области отно­шений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например, Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением  Совета Ми­нистров СССР от 24 января 1980 г.).

   Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по нало­гам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального бан­ка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансо­вого права, подлежащие безусловному исполнению.

   Нормативными актами являются и соглашения между финансо­во-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, склады­вающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

   К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые от­ношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным го­сударством). В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодатель­ства применяются правила и нормы международных договоров.

   Федеративное устройство России обусловливает трехуровневую систему источников финансового права, в которой выделяются право­вые акты, принимаемые на:

- федеральном,

- региональном и

- му­ниципальном уровнях.

  Конституция РФ в силу ее юридических свойств является главным источником финансового права и основой норматив­но-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централи­зованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

   В механизме правового регулирования финансовых отноше­ний необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на фи­нансовое право. Подобное воздействие Основного Закона назы­вается конституциализацией. Конституциализация правового регулирования финансовых отношений создает ситуацию, при которой публичные имущественные отношения подвергаются воздействию как со стороны конституционного права, так и финансового права.

   Конституционные основы финансовой деятельности подраз­деляются на политические, экономические и организационные требования.

   Политико-правовые основы закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения де­мократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). К ним относятся: фе­дерализм, законность, демократизм, разделение властей, пуб­личность, гласность, равноправие субъектов РФ и др.

  Экономико-правовые основы бази­руются на принципах единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя», и запрета установления препятствий для свободного перемеще­ния товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), зак­репленном в гл. 3 «Федеративное устройство».

  Организационно-правовые основы, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Фе­дерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муни­ципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основ­ные начала деятельности государственных органов в финансо­вой сфере.

  Направляющее воздействие Конституции РФ на финансо­вые отношения осуществляется как принципами-законополо­жениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).

   Конкретизация правового регулирования финансовых отно­шений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государ­ственных и муниципальных централизованных и децентрализо­ванных денежных фондов.

   Конститу­ционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:

   1) на федеральном уровне:

  = фе­деральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);

  = феде­ральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);

  = указы и распоряжения Пре­зидента РФ (ч. 1 ст. 90);

  = постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ст. 101) и регламенты па­лат Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 101);

  = постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);

  = Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11, ст. 125),

  2) на уровне субъектов РФ:

  = конституции (ус­тавы),

  = законодательство и

  = подзаконные акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, ст. 66, 72, 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125);

  3) на муниципальном уровне:

  = решения органов местного самоуправления (законы МСУ и

  = подзаконные акты главы муниципального образования).

  Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ по форме выражения аналогичны федеральным, поскольку право­вая система субъекта РФ производна и является составной час­тью правовой системы России в целом.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образова­ний в финансовой сфере носит предварительно санкциониро­ванный характер со стороны государства. По­этому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления в пределах соответствующей компетенции, обла­дают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм.

  Региональное и муниципальное правотворчество по финан­совым вопросам осуществляется различными методами. В финансо­вой сфере государство санкционировало региональное и муни­ципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государствен­ного принуждения к нарушителям финансового законодатель­ства, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

  Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие нормативных правовых актов по вопросам финансо­вой деятельности осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых нормативных правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы администрации.

  В качестве источников финансового права финансовые нормативные правовые акты субъектов РФ и МСУ, которые имеют следующие характерные признаки:

  - обяза­тельное соответствие федеральному законодательству;

  - про­странственная ограниченность их юридической силы (действу­ют только в границах соответствующего субъекта РФ или муни­ципального образования);

  - обязательность для исполнения всеми органами власти, гражданами, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, расположенными в границах соответ­ствующего субъекта РФ или муниципального образования;

  - в некоторых случаях существует необходимость регистрации фе­деральным органом государственной власти (Министерством юстиции РФ);

  - возможность со стороны субъектов финансового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

   Отношения в сфере публичной финансовой деятельности регулируются и локальными нормативными правовыми актами, содержащими финансово-правовые нормы. Таковыми, напри­мер, являются уставы и решения ученых советов государствен­ных высших учебных заведений в части, устанавливающей по­рядок финансовой деятельности конкретного вуза.

 

21. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегу­лированные нормами финансового права, имеющие властно-имуще­ственный характер и выражающие публичнСубъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения — это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

   Субъект финансового права обладает качеством финансовой пра­восубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосу­бъектность» включает в себя понятия «правоспособ­ность» и «дееспособность».

  Финансовая правоспо­собность — это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

   Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы.

   Финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Существуют ситуа­ции, когда структурные элементы правосубъектности распреде­ляются между двумя лицами. При реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику (ст. 50 НК РФ).

   Необходимым условием финансовой дееспособности является достижение установленного законом возраста.

   У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособ­ность (пра­восубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации.

   Пределы дееспособности у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов — компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

   Субъекты финансового права под­разделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

   К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.

    Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу — государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

   Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

   Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации.

   Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

   Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти — ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

   К юридическим лицам — субъектам финансового права отно­сятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

   Индивидуальные субъекты финансового права — это физические лица (граж­дане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

 

Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права

   Российская Федерация и субъекты РФ, являются преобладаю­щими в ряду субъектов финансового права и представляют собой государство. По классификации субъектов финансового права они относятся к общественно-тер­риториальным образованиям. В связи с этим государство можно рассматривать как обоб­щенный субъект финансового правовые интересы. Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Кон­ституции РФ, НК РФ, БК РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.

   Компетенция государства в области финансовой деятельнос­ти выражается

© stikkkker

Бесплатный конструктор сайтовuCoz