… остро стоит вопрос о системе государственного экологического управления в стране, не сводящийся к воссозданию независимого надведомственного органа, а подразумевающий продуманное совершенствование информационного обеспечения, контроля и других функций. И, конечно, актуальна разработка нормативных требований к процессам принятия экологически значимых решений, особенно тех, последствия которых будут сказываться на будущих поколениях, к расчетам экологических рисков, к гарантиям экологических прав граждан.

 

14) Природоресурсное законодательство как источник экологического права.

Экологическое законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство. Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные объекты.

 

Законодательство об окружающей среде в собственном смысле - новое явление для России. Оно стало развиваться лишь с 90-х годов прошлого века. Наряду с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к нему, в частности, относятся:

- Федеральный закон "Об экологической экспертизе";

- Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";

- Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";

- Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Законодательство о природных комплексах, также новая структурная часть российского законодательства, включает:

- Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

- Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

- Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";

- Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";

- Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";

- Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне";

- Федеральный закон "Об охране озера Байкал";

- Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство. В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Природоресурсное законодательство - это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:

- Земельный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";

- Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";

- Федеральный закон "О мелиорации земель";

- Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

- Федеральный закон "О землеустройстве";

- Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";

- Водный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами";

- Лесной кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";

- Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";

- Федеральный закон "О животном мире";

- Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".

Об их объекте сказано в названии того или иного закона. Достаточно отметить, что эти законы являются, как правило, кодификационными, головными применительно к соответствующим институтам экологического права или отраслям природоресурсного законодательства.

Например, нормирование в сфере окружающей природной среды осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам вредных воздействий. Оно регулируется соответствующим природоресурсным законодательством - земельным, водным, лесным и т. д.

 

15) Полномочия РФ, переданные субъектам РФ в области охраны окружающей среды.

 

В соответствии с Федеративным договором и Конституцией РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

 

Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.

 

Согласно Федеративному договору, а также Конституции РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Хотя в Конституции непосредственно и не предусмотрено, но к совместному ведению относится также законодательство о животном мире и законодательство об охране атмосферного воздуха. По предмету совместного ведения субъекты Федерации осуществляют совместное с Федерацией правовое регулирование. Вне этих предметов субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование.

 

Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов.

 

Принципиально важное правило закреплено в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Если же имеется противоречие между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, принятым по предметам собственного правового регулирования, то применяется акт субъекта Федерации.

 

Согласно ст. 6 ФЗ «Об охране Окр. Среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

  • участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
  • участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
  • принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
  • право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
  • участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
  • осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
  • установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
  • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
  • ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
  • ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
  • право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
  • участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
  • и некоторые другие

 

16) Это одно из естественных основных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, – право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплены в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований*. По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания. Как сообщает Госкомстат, средняя продолжительность жизни мужчин в России в 1997 г. составляла 57 лет. Есть основания предположить, что продолжительность жизни укорочена, наряду с другими причинами, деградацией окружающей среды.

 

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания.

Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом «Об охране окружающей природной среды». В систему нормативов качества окружающей природной среды входят нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ст. 26), нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 28), нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия (ст. 29), предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ст. 33), нормативы санитарных и защитных зон (ст. 34). Перечисленные нормативы выражают качественные характеристики состояния природной среды и направлены преимущественно на обеспечение ее чистоты, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой благоприятного состояния окружающей среды.

Другая его важнейшая характеристика касается ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств. Учет экологических требований при регулировании использования природных ресурсов с целью удовлетворения экономических интересов и потребностей человека обеспечивается в соответствии с названным Законом путем лимитирования природопользования. Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов (ст. 19). Конкретные предельные нормы на использование, потребление природных ресурсов регулируются на основе земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного законодательства.

Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в законодательстве об окружающей среде критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан – требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, – предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

В Российской Федерации соблюдение права на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться в рамках экологической функции государства и природоохранительной деятельности природопользователей на основе последовательного осуществления системы правовых, организационно-управленческих, технических, хозяйственных, научных, воспитательных и иных мер по охране природы и рациональному природопользованию.

 

 17) Экологическая информация[1] — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации [2] в населенном пункте.  Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Если точный срок законодательно не установлен, то для его определения может применяться правило «разумного срока», предусмотренное Гражданским кодексом РФ.

 

Во всем мире право на информацию является одним из основополагающих прав личности. Это право закреплено в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.  ДВА фундаментальных законодательных актах России: а. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г. Эта Декларация во многом подтверждает гарантии прав человека, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. , а также конкретизирует способы реализации прав личности. Так часть 2 статьи 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина гарантирует каждому право на получение и распространение информации. Ст. 31 обязывает государственные органы, учреждения и должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а часть 2 ст. 25 Декларации устанавливает обязательность ответственности должностных лиц за сокрытие информации (фактов, обстоятельств), создающей угрозу жизни и здоровью человека. б. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. Очень хочется подробнее поговорить о Конституции, поскольку сегодня вы должны ее рассматривать как прямое руководство к действию, как важнейший законодательный акт, к которому необходимо обращаться при защите своих прав.

Статья 15. В этой статье имеются очень важные положения, принципиальные для решения любого вопроса, связанного с правами граждан. В ней сказано, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие. Эта же статья закрепляет приоритет международного права. Используя именно эту статью, вы можете ссылаться на Всеобщую декларацию прав человека и другие нормы международного права. Статья 18 закрепляет принципы, которые вам необходимо понять и полностью осознать, это даст вам внутреннюю убежденность и законодательные гарантии для того, чтобы требовать от органов государственной власти разрешения всех вопросов, связанных с правами и свободами человека с позиции интересов человека: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Столь большое значение этим двум статьям Конституции мы придаем не случайно, они понадобятся вам при решении многих проблем при защите экологических прав.

Верховный Суд России в своем постановлении Пленума от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" прямо указал на обязательность применения ст. ст. 15 и 18 Конституции, на обязательное применение Конституции при рассмотрении конкретных судебных дел.

31 декабря 1993 г. был принят Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию". Ценность этого Указа состоит в том, что в нем сформулированы принципиальные положения: "Право на информацию является одним из фундаментальных прав человека". "Деятельность государственных органов, организаций, предприятий, общественных организаций и должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости". И в самом тексте Указа сказано в чем выражаются эти принципы: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан о предполагаемых или принятых решениях, в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями.

25 января 1995 г. был принят Закон "Об информации, информатизации и защите информации".ст 12 : "Реализация права на доступ к информации и информационным ресурсам".: "Граждане, органы государственной власти, организации, общественные объединения, органы местного самоуправления обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость запрашиваемой информации". В этой же статье указано, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, ЭКОЛОГИИ, и других сфер общественной жизни. Гарантии предоставления информации закреплены в ст. 13. Там сказано, что органы государственной власти создают доступные для каждого информационные ресурсы. Перечислены и категории доступной информации: это сведения о правах и свободах граждан, о безопасности граждан и о вопросах, представляющих общественный интерес. В статье 24 указываются способы защиты права на доступ к информации. Прежде всего предусмотрено право судебного обжалования отказа в информации и предоставления недостоверной информации. Кроме того, в случае отказа в информации или предоставления недостоверной информации предусмотрено право на возмещение понесенного ущерба. И эта же статья предусматривает для руководителей органов государственной власти, служащих, виновных в незаконном ограничении права на информацию уголовную, гражданскую и административно-правовую ответственность.

18) Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

До 1990 г. в России была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная (в отличие от таких товарно-материальных ценностей, как предприятия, сооружения, которые как объекты права собственности находились в «простой» государственной собственности). Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, ее недра, воды и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Никто иной не мог распоряжаться ими.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

 

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех видов собственников.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы. Какие другие природные ресурсы могут выступать в качестве объектов права собственности? Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.

субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов – исчерпывающий.

В соответствии со ст. 114 КРФ управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы – физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

 

19) Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности. Подобный подход представляется оправданным по основаниям, о которых говорилось в начале данного раздела.

Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира, другие объекты.

При этом встает главный вопрос – о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами – Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 72 Конституции России разграничение права государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, т.е. основные правомочия собственника.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы. При анализе правовых норм по данному вопросу важно учитывать также положения Федеративных договоров, которые сохраняют свое действие наряду с Конституцией РФ.

В соответствии с Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в ее составе земля, ее недра, воды, растительный, животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик (ст. III). По существу, в Федеративном договоре закрепляется право собственности республик на свои природные ресурсы. Но имеет ли данное положение юридическую силу? В некоторых работах дается положительный ответ на этот вопрос*. Думается, однако, что оснований для положительного ответа нет. Во втором разделе Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» предусматривается, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции РФ, действуют положения Конституции. Разграничение права государственной собственности отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Следовательно, применительно к регулированию отношений собственности на природные ресурсы Федеративный договор юридической силы не имеет.

Соответственно к федеральным природным ресурсам могут относиться:

 

· земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;

• земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;

• земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;

• виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;

• виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;

• месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

 • водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;

 • иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Исключительно к федеральной собственности в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. «Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации» отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации. Отнесение природных ресурсов этих территорий к федеральным соответствует п. «н» ст. 71 Конституции РФ.

 

20) Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества. Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Природная среда - естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении прир… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтовuCoz