…денежной форме и выпускает эмиссионные ценные бумаги, обеспеченные указанными требованиями;

8) организует страхование экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с частями 6 - 9 настоящей статьи;

9) участвует в сделках, предусматривающих обязательства сторон уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары и ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки и уровня инфляции, в целях снижения рисков по осуществляемым операциям;

10) участвует в реализации федеральных целевых программ и государственных инвестиционных программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

11) участвует в реализации проектов по созданию объектов инфраструктуры особых экономических зон и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования этих зон, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, участвует в реализации инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства;

12) осуществляет лизинговые операции;

13) осуществляет банковское обслуживание бюджетных кредитов в случае, если эти кредиты предоставляются в целях поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, в том числе при сооружении объектов за рубежом и осуществлении поставок комплектного оборудования, выдачу банковских гарантий при участии российских организаций в международных торгах и реализации заключенных экспортных контрактов;

14) организует и проводит экспертизу инвестиционных проектов и проектов экспортных контрактов российских экспортеров, включая организацию экспертизы инженерно-технических решений;

15) участвует в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства;

16) контролирует соблюдение юридическими лицами требований, предусмотренных условиями проектов, реализуемых с участием Внешэкономбанка;

17) взаимодействует с международными организациями развития, корпорациями и институтами развития зарубежных стран и принимает участие в реализации международными организациями развития проектов на территории Российской Федерации;

18) участвует в ассоциациях, союзах и иных некоммерческих организациях, которые создаются (созданы) на территории Российской Федерации и за рубежом и целью деятельности которых является содействие экономическому развитию и инвестициям;

19) создает филиалы и открывает представительства, а также создает юридические лица на территории Российской Федерации и за рубежом. Положения абзаца третьего пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются при создании филиалов и открытии представительств Внешэкономбанка;

20) участвует в обеспечении финансовой и гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции российских организаций, включая предоставление государственных гарантий российским экспортерам промышленной продукции (товаров, работ, услуг), российским и иностранным банкам, кредитующим российских экспортеров, иностранных импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг);

21) участвует в выполнении операций по учету использования, обслуживанию и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, иностранными государствами - Российской Федерации, и совершает международные расчеты по таким кредитам и займам;

22) осуществляет в установленном порядке работы, связанные с использованием информации, составляющей государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, обеспечивает защиту такой информации.

Правительство Российской Федерации.

1) назначает на должность и освобождает от должности членов наблюдательного совета Внешэкономбанка;

2) утверждает положение о наблюдательном совете Внешэкономбанка;

3) утверждает Меморандум;

4) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Контроль за соблюдением Меморандума осуществляется в том числе на основе ежегодного представления Внешэкономбанком годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения по этой отчетности, а также заключения службы внутреннего контроля Внешэкономбанка по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В Меморандуме могут быть установлены состав и сроки представления дополнительной информации (дополнительных материалов), обязательной (обязательных) для представления Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации.

17. Финансовое право: понятие, предмет, метод.

Финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных от­ношений и  связей, возникающих между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.Предмет финансового права можно определить  как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным обра­зованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к от­ветственности за совершение финансового правонарушения.Основные отличительные признаки отно­шений, составляющих предмет финансово-правового регулиро­вания:

  а) имеют имущественный характер или обусловлены имущественным характером;

  б) на­правлены на образование, распределение и использование госу­дарственных и муниципальных финансовых ресурсов;

  в) осуще­ствляются при обязательном участии как воздействующего субъекта государства или муниципального образования в лице компетентных органов.

   Наиболее полное представление о структуре предмета финан­сового права дает его классификация по различным основаниям.

   В зависимости от функций финансовой деятель­ности предмет финансового права образует отношения, склады­вающиеся в ходе:

  = аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды;

  = распреде­ления государственных или муниципальных денежных средств;

  = использования государственных или муниципальных ресурсов;

  = осуществления финансового контроля; эмиссии денежных зна­ков.

   В зависимости от институциональной принад­лежности выделяются отношения:

  - бюджетные;

  - возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов;

  - по поводу образования государственных или муниципальных доходов;

  - по поводу осуществления госу­дарственных или муниципальных расходов;

- складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений;

  - налоговые; кредитные; страховые;

  - относительно денежного обращения и расчетов;

  - возникающие в процессе ва­лютного регулирования.

   По экономическому критерию финансовые отно­шения подразделяются на:

  Финансовые - отношения, опосредующие движение де­нежных средств и обладающие характерными признаками фи­нансов, например: отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли казенного предприятия, взиманию налогов и т. д.

  Нефинансовые - отношения, в резуль­тате функционирования которых не происходит движения де­нежных средств, однако эти отношения лежат в основе финан­совых отношений и направлены на их создание, изменение или прекращение (установление налогов, утверждение сметы предприятия, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и т. д.). Иными словами подобные отношения мож­но назвать неимущественными, но связанными с имуществен­ными отношениями финансовой деятельности.

   По субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между:

   - Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице ком­петентных органов государственной власти или органов мест­ного самоуправления по поводу распределения финансовых ресурсов государства;

  - финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, относительно выполнения финансовых обяза­тельств перед государством или муниципальным образованием, а также относительно распределения между ними доходов и расходов;

  - государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в сфере их финансовой деятельности, а также между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами и юридическими или физическими ли­цами в связи с образованием и распределением кредитных ре­сурсов, централизованных страховых взносов и внесением пла­тежей в государственные (муниципальные) денежные фонды;

  - государственными и муниципальными предприятиями, органи­зациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой сто­роны, относительно собственных средств предприятий, учреж­дений, организаций и их распределением между отраслями на­родного хозяйства.

   В предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только опосредующие процессы образования, распределения и исполь­зования государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных интересах.

   Параллельно с финансовыми существуют целые группы денежных отношений, образующие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, денежные расчеты по договору купли-продажи между гражда­нами относятся к сфере гражданско-правового регулирования, взыскание административных штрафов — к сфере администра­тивного права, выплата пенсий — к сфере права социального обеспечения. Метод финансово-правового регулирования — это обусловлен­ная публичностью и финансовой значимостью совокупность специ­фических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержа­нию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.и т. д.Виды методов финансового права и их особенности

   С учетом уровня, сферы, субъектов и других аспектов финансовой деятельности методы финансово-правового воздействия на участников финансовых правоотношений различны: в одном случае проявляется императивность, в другом — относительная диспозитивность.

   Императивный метод воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-зап­реты и обязывающие нормы.

   В финансовом праве преобладает метод импе­ративного регулирования, которому характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функциониро­вания всего государства в целом.

Императивный (властный) характер финансовой деятельно­сти государства присущ в силу того, что государство самостоя­тельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных де­нежных фондов.

   Именно выражение фи­нансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.

   Развитие рыночной формы экономики и федеративной формы государства обусловливает применение согласительных проце­дур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов Регулирования финансовых отношений и т. п.

Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.

   Диспозитивные начала проявляются в межбюджетных от­ношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений.

   Свидетельством допустимости диспозитивности в публичных отношениях могут служить нормы БК РФ, допускающие возник­новение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских пра­воотношений.

   На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, предоставляются бюджет­ный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными уни­тарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 80 БК РФ).

   Гражданско-правовые отношения в сфере страхования также могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения.

   Проявление относительной диспозитивности наблюдается и в регулировании БК РФ отношений в сфере государственных и муниципальных кредитных отношений.

   Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных фи­нансово-правовых норм.

   В финансовом праве метод диспозитивности носит услов­ный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных инте­ресов. Согласование каких-либо условий финансовой деятель­ности возможно только в случаях, прямо оговоренных финан­совым законодательством.

   Названные характерные черты методов правового воздей­ствия в сочетании с финансово-правовым механизмом являют­ся основными элементами юридического режима правового ре­гулирования финансовых отношений, при наличии которых финансовое право является самостоятельным правовым образо­ванием в системе российского права.

18. Система финансового права.

Система финансового права основывается на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

   Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в опре­деленные правовые институты и подотрасли. Институты — это взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определен­ной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права — бо­лее крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов пра­ва. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

   Система финансового права имеет объективную основу: ее построение обусловлено структурой финансового законодательства и потребностями практики финансовой деятельности государства и местного са­моуправления, которая оказывает существенное влияние на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, рас­пределения и использования государственных и муниципаль­ных денежных средств.

  Финансовое право представляет собой совокупность созда­ваемых и охраняемых государством норм. Все финансово-пра­вовые нормы согласованы между собой.

  Система финансового права — это его внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся обще­ственных отношений в финансовой сфере.

   Характерные черты системы финансового права: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обуслов­ленность.

   Единство юридических норм, образующих финансовое право, определяется:

  во-первых, единством выраженной в них государственной воли;

  во-вторых, единством принципов, конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления;

  в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования.

  Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предна­значение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребнос­ти практики.

Элементы системы финансового права

   Нормы финансового права различаются: по своему содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам вы­ражения, санкциям и т. д. В системе финансового права выделяются части, разделы, под­отрасли, институты. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика финансовых отношений.

   Финансовое право подразделяется на две части — Общую и Особенную.

   В Общую часть включаются нормы финансового права, кото­рые закрепляют: основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, финансово-правовой статус государственных и му­ниципальных органов, систему органов, осуществляющих фи­нансовую деятельность, разграничение их полномочий в дан­ной сфере, основы финансово-правового статуса других субъектов, формы и методы финансового контроля, основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности и т. д.

   Нормы Общей части применяются ко всем финансово-правовым отношениям и действуют относительно всех сфер фи­нансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов.

   В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общнос­ти: бюджетное право; налоговое право; правовое регулирование государственных доходов; правовое регулирование государ­ственных расходов; государственные внебюджетные фонды; публичное банковское право; государственный и муниципаль­ный кредит; обязательное государственное страхование; орга­низация денежного обращения и расчетов; валютное регулиро­вание и валютный контроль.

   Так, основ­ной подотраслью финансового права, несомненно, является бюд­жетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются ос­новные государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и мест­ного самоуправления (см. ст. 6 БК РФ). К централизованным фи­нансам относятся также централизованные государственные вне­бюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие дан­ные отношения, образуют институт, входящий в данную Подотрасль. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущи­ми среди других финансово-правовых институтов.

  Бюджет — это доходы и расходы государства, поэтому естест­венно, что самостоятельный раздел финансового права — государ­ственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важ­нейшую Подотрасль финансового права. К доходам государства от­носятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

   Для нормального функционирования финансовой системы го­сударства необходимо не только аккумулировать доходы в центра­лизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт рас­ходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, сказать о банков­ском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт дохо­дов, и как институт расходов в государстве.

   Поскольку финансовая деятельность — это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему фи­нансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для финансовой деятельности государств большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты, поэтому об институте валютного регули­рования мы также поговорим.

   Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

   Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства.

   Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений дает возможность наиболее правильно­го применения финансово-правовых норм и таким образом со­действует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.

19. Принципы финансового права.

Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования обще­ственных отношений в финансовой сфере. Наряду с предме­том и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финан­сового права.

Основные принципы финансового права

   Основными принципами финансовой деятельности являются:

  = законность;

  = приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений;

  = федерализм;

  = единство финансовой политики и денежной системы;

  = равно­правие субъектов РФ в области финансовой деятельности;

  = са­мостоятельность финансовой деятельности в рамках компетен­ции органов местного самоуправления;

  = социальную направлен­ность финансовой деятельности Российской Федерации;

  = распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), испол­нительной и судебной властей;

  = гласность;

  = плановость.

В свою очередь, в основе конституцион­ного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частно­сти, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и поли­тических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Законность представляет собой определенный ре­жим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посред­ством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.

      Принцип справедливости выражается в соразмерности налогов, заключающейся в соотношении доходной части бюджета и уменьшении собственности налогоплательщика. Соглас­но п. 2 ст. 3 НК РФ не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политичес­ких, конфессиональных и иных различий между налогоплатель­щиками. Также законодательство содержит запрет на установле­ние дифференцированных ставок налогов и сборов либо налого­вых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо места происхождения капитала.

   Финансово-правовое значение принципа законности заключается в создании и поддержании режима леги­тимности финансовой деятельности государства и местного са­моуправления. Основными элементами данного принципа сле­дует считать верховенство Конституции РФ и верховенство закона; единство законности, равенство всех перед финансовым законодательством; неотвратимость финансово-правовой ответ­ственности.

Принцип приоритета публичных интересов выражается в верховенстве об­щих интересов субъектов финансового права. В процессе акку­мулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов складываются процессы и явления, объективно требующие публично-правового регулиро­вания.

   Финансовое обеспечение целей и задач государства предназ­начено для удовлетворения интересов органов власти и общих интересов индивидуальных и коллективных субъектов. Без фи­нансового обеспечения функционирования государства невоз­можно удовлетворение общезначимых, публичных интересов всего общества.

 Публичность финансового права проявляется не только в специфике объектов общего интереса - финансовых ресурсах государства, в правовом статусе субъектов. Государство и муни­ципальные образования выступают обязательными участника­ми финансовых правоотношений, обладая при этом возможно­стью применения властных правовых механизмов.

Сочетание публичных и частных интересов в правовом регули­ровании финансовых отношений выражается в двух взаимосвя­занных аспектах: сохранении публичного приоритета, но с уче­том частных интересов; взаимопроникновении и взаимодей­ствии публично-правовых и частноправовых юридических средств, в частности категорий, принципов, дефиниций, методов.

Принцип федерализма является исходным началом финансовой деятельности госу­дарства, выражающимся в сочетании общегосударственных фи­нансовых интересов с интересами субъектов РФ и разграниче­нии бюджетной компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ.

   Основные характеристики принципа фе­дерализма закреплены Конституцией РФ: государственный су­веренитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство кон­ституционно-правовой системы (ст. 15); разграничение предме­тов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной вла­сти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

   Сущность федеративных отношений в финансовой деятельности государства обусловле­на способом разграничения и структурирования предметов ве­дения «по вертикали», системой разделения государственной власти между Российской Федерацией и субъектами РФ, право­вым статусом субъектов федеративных отношений, методами воздействия на участников финансовых правоотношений.

   Принцип федерализма в финансовом праве оказывает суще­ственное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственной финансо­вой компетенции у Российской Федерации, субъектов РФ и му­ниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы проявляется в единой финансовой политике на всех уровнях Рос­сийской Федерации, субъектов РФ с учетом особенностей и традиций муниципальных образований.

   Один из основных факторов обеспечения единства финансо­вой политики — единство правового пространства. Финансовая политика — это составная часть единой госу­дарственной экономической политики. Реальная политико-правовая жизнь показывает тесную, почти неразрывную связь финансовых отношений и политики, поэтому и необходима финансово-правовая политика как оптимальная модель их вза­имодействия.

   Другим компонентом рассматриваемого принципа является единство денежной системы. Центральный банк РФ является органом де­нежно-кредитного регулирования.

   Финансово-правовая политика есть основан­ная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права и политической власти по созданию опти­мального механизма финансово-правового регулирования в це­лях планомерного аккумулирования, распределения и исполь­зования государственных (муниципальных) фондов денежных средств, а также деятельность стратегического характера, на­правленная на совершенствование финансовых отношений в целях установления баланса сфер влияний различных обще­ственных (социальных) регуляторов.

   Принцип равноправия субъектов РФ в области финансовой де­ятельности основан на ст. 5 Конституции РФ, согласно кото­рой все субъекты РФ обладают одинаковым правовым статусом. Принцип равноправия имеет два аспекта: во-первых, по­строение равноправных финансовых взаимоотношений с Рос­сийской Федерацией и, во-вторых, равноправие по отношению друг к другу. Первый аспект подразумевает наличие единой для всех субъектов РФ нормативно-правовой базы, обеспечивающей унификацию в финансовых связях с федеральным центром.

   Второй аспект подразумевает равенство субъектов РФ по от­ношению друг к другу, что реализуется через юридическое равен­ство нормативных актов в финансовой сфере всех субъектов РФ, единые правовые основы и механизмы разграничения финансо­вой компетенции, недопустимость предоставления льгот или ус­тановления запретов, носящих индивидуальный характер.

   Равенство субъектов РФ проявляется и в наделении законо­дательных органов субъектов РФ правом законодательной ини­циативы в сфере финансовых правоотношений (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ).

   Реальное правовое обеспечение принципа равноправия субъ­ектов РФ является залогом территориальной целостности и поли­тической стабильности государства, поскольку снижает степень напряженности между федеральным центром и субъектами РФ, имеющими более ограниченный финансово-правовой статус.

   Принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления врам­ках компетенции заключается в наличии у муниципальных образований собственной компетенции в бюджетной сфере, налоговых и кредитных отношениях, полномочий относительно создания муниципальных предприятий и кредитных организаций.

   Формирование финансовой основы местного самоуправления и совершенствование системы бюджетного регулирования при­знаны государством как важнейшие условия для реализации орга­нами местного самоуправления своих конституционных полно­мочий.

   Но финансовая самостоятельность местного само­управления законодательно ограничена вопросами местного значения и не может выходить за полномочия, предоставлен­ные нормативными финансово-правовыми актами федерально­го уровня и субъекта РФ.

   Принцип социальной направленности финансовой деятельности Россий­ской Федерации вытекает из ст. 7 Конституции РФ, где сказано,  что Российская Федерация — социальное государ­ство, политика которого направлена на создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

   Социальная направленность финансовой деятельности государства ориентирована на все субъекты и проявляется в различных аспектах: страхование за счет бюджетных средств лиц, выполняющих профессиональные обязанности перед государством; государственное регулирование минимальной бюджетной обеспеченности и гарантирова­ние бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам минимально­го бюджета; установление принципа учета фактической способ­ности налогоплательщика к уплате налогов и т. д.

   Финансировать социальные функции государство способно, только опираясь на мощную и стабильную финансовую систе­му. Формирование государственных до­ходов находится в прямой зависимости от участия каждого субъекта права в публичной финансовой деятельности.

Распределение функций в области финансовой деяте… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтовuCoz