…льности на основе разделения законодательной (представительной), исполни­тельной и судебной властей. Этот принцип заключается в том, что финансовая деятельность де­мократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения госу­дарственных полномочий между самостоятельными государ­ственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполни­тельная и судебная, каждая из них в сфере финансовой деятель­ности исполняется самостоятельно соответствующими органа­ми государственной власти.

   На федеральном уровне организации государственной влас­ти распределение функций в области финансовой деятельности выглядит следующим образом.

   Законодательный (представи­тельный) орган — Федеральное Собрание РФ — принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельнос­ти всех финансовых органов государства.

   Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства. К исключительной ком­петенции Правительства РФ относится разработка и представ­ление Государственной Думе федерального бюджета, обеспече­ние его исполнения, представление отчета об исполнении феде­рального бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и де­нежной политики.                                                                      I

  Судебная система - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоот­ношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопро­сам их ведения.

   Президент РФ являясь главой государства, формально не относится ни к одной из трех ветвей власти, обеспе­чивает проведение единой финансовой политики, согласовыва­ет и координирует деятельность всех ветвей власти, что позво­ляет эффективно действовать всему финансово-правовому ме­ханизму.

Принцип гласности в финансовой деятельности государства отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финан­совых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на оче­редной финансовый год, обязательным опубликованием в сред­ствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или органов местного самоуправления.

Принцип плановости в финансовой деятельности проявляется в законодательно установленных требованиях для всех субъек­тов финансового права осуществлять процессы аккумулирова­ния, распределения или использования денежных средств на основе финансовых планов. Финансовое планирование направ­лено на достижение баланса доходов и расходов как территори­альных, так и коллективных субъектов.

   Планирование финансовой деятельности осуществляется вне­бюджетными фондами, страховыми компаниями, кредитными организациями, государственными и муниципальными предприятиями.

    Реализация принципа плановости позволяет субъектам учитывать результаты предыдущих периодов финансовой деятель­ности, прогнозировать свое финансовое развитие и таким образом осуществлять аккумулирование, распределение и использо­вание денежных средств более эффективными методами.

20. Источники финансового права.

Источники финансового права — это внешние конкретные фор­мы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права.

  Содержанием источников финансового права являются пра­вовые нормы, регулирующие:

  - имущественные отношения, скла­дывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности,

  - отношения в сфере финансового контроля и

  - отношения по привлечению к ответственности за совершение финансового правонарушения.

   Источники финансового права выполняют две взаимосвя­занные задачи:

  во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, пред­ставляет одно из основных направлений финансовой деятель­ности государства и местного самоуправления.

  во-вторых, источники финансового права представляют со­бой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил пове­дения субъектов в финансовых отношениях.

 

Особенности системы источников финансового права

   Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законода­тельства складывались объективно и обусловлены процессом раз­вития и расширения сферы финансовой деятельности государ­ства, усложнением способов правового воздействия на бюджет­ные и налоговые отношения.

   Теория разделения властей относит правотворчество к ис­ключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосред­ственное правотворчество исполнительной ветви власти выра­жается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть вы­полняет правотворческие функции при применении ею анало­гии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государ­ства особое значение приобретают постановления Конституци­онного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финан­сового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

   Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления — министерств, ведомств и др., ре­гулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей от­расли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, при­нимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке рас­пределения прибыли).

   Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулирова­нии могут действовать и нормативные акты СССР в области отно­шений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например, Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением  Совета Ми­нистров СССР от 24 января 1980 г.).

   Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают и такие подзаконные акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по нало­гам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального бан­ка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансо­вого права, подлежащие безусловному исполнению.

   Нормативными актами являются и соглашения между финансо­во-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, склады­вающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.

   К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые от­ношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным го­сударством). В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодатель­ства применяются правила и нормы международных договоров.

   Федеративное устройство России обусловливает трехуровневую систему источников финансового права, в которой выделяются право­вые акты, принимаемые на:

- федеральном,

- региональном и

- му­ниципальном уровнях.

  Конституция РФ в силу ее юридических свойств является главным источником финансового права и основой норматив­но-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централи­зованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.

   В механизме правового регулирования финансовых отноше­ний необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на фи­нансовое право. Подобное воздействие Основного Закона назы­ваетсяконституциализацией. Конституциализация правового регулирования финансовых отношений создает ситуацию, при которой публичные имущественные отношения подвергаются воздействию как со стороны конституционного права, так и финансового права.

   Конституционные основы финансовой деятельности подраз­деляются на политические, экономические и организационные требования.

   Политико-правовые основы закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения де­мократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). К ним относятся: фе­дерализм, законность, демократизм, разделение властей, пуб­личность, гласность, равноправие субъектов РФ и др.

  Экономико-правовые основы бази­руются на принципах единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя», и запрета установления препятствий для свободного перемеще­ния товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), зак­репленном в гл. 3 «Федеративное устройство».

  Организационно-правовые основы, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Фе­дерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муни­ципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основ­ные начала деятельности государственных органов в финансо­вой сфере.

  Направляющее воздействие Конституции РФ на финансо­вые отношения осуществляется как принципами-законополо­жениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).

   Конкретизация правового регулирования финансовых отно­шений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государ­ственных и муниципальных централизованных и децентрализо­ванных денежных фондов.

Конститу­ционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:

   1) на федеральном уровне:

  = фе­деральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.);

  = феде­ральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.);

  = указы и распоряжения Пре­зидента РФ (ч. 1 ст. 90);

  = постановления Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ст. 101) и регламенты па­лат Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 101);

  = постановления и распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115);

  = Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11, ст. 125),

  2) на уровне субъектов РФ:

  = конституции (ус­тавы),

  = законодательство и

  = подзаконные акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, ст. 66, 72, 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125);

  3) на муниципальном уровне:

= решения органов местного самоуправления (законы МСУ и

  = подзаконные акты главы муниципального образования).

  Нормативные финансово-правовые акты субъектов РФ по форме выражения аналогичны федеральным, поскольку право­вая система субъекта РФ производна и является составной час­тью правовой системы России в целом.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образова­ний в финансовой сфере носит предварительно санкциониро­ванный характер со стороны государства. По­этому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного са­моуправления в пределах соответствующей компетенции, обла­дают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм.

  Региональное и муниципальное правотворчество по финан­совым вопросам осуществляется различными методами. В финансо­вой сфере государство санкционировало региональное и муни­ципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государствен­ного принуждения к нарушителям финансового законодатель­ства, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

  Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие нормативных правовых актов по вопросам финансо­вой деятельности осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых нормативных правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы администрации.

  В качестве источников финансового права финансовые нормативные правовые акты субъектов РФ и МСУ, которые имеют следующие характерные признаки:

  - обяза­тельное соответствие федеральному законодательству;

  - про­странственная ограниченность их юридической силы (действу­ют только в границах соответствующего субъекта РФ или муни­ципального образования);

  - обязательность для исполнения всеми органами власти, гражданами, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, расположенными в границах соответ­ствующего субъекта РФ или муниципального образования;

  - в некоторых случаях существует необходимость регистрации фе­деральным органом государственной власти (Министерством юстиции РФ);

  - возможность со стороны субъектов финансового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

   Отношения в сфере публичной финансовой деятельности регулируются и локальными нормативными правовыми актами, содержащими финансово-правовые нормы. Таковыми, напри­мер, являются уставы и решения ученых советов государствен­ных высших учебных заведений в части, устанавливающей по­рядок финансовой деятельности конкретного вуза.

21. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.

финансовые правоотношения — это экономико-правовые общественные отношения, урегу­лированные нормами финансового права, имеющие властно-имуще­ственный характер и выражающие публичнСубъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового пра­воотношения — это реальный участник конкретных правоот­ношений. Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

   Субъект финансового права обладает качеством финансовой пра­восубъектности, которое дает ему возможность быть субъектом финансового правоотношения. Понятие «финансовая правосу­бъектность» включает в себя понятия «правоспособ­ность» и «дееспособность».

  Финансовая правоспо­собность — это способность иметь финансовые права и обязаннос­ти, предусмотренные в законе.

   Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) - это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, из­менять и прекращать финансовые права и обязанности, а так­же нести ответственность за их неисполнение и нарушение правовой нормы.

Финансоваяделиктоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности. Существуют ситуа­ции, когда структурные элементы правосубъектности распреде­ляются между двумя лицами. При реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику (ст. 50 НК РФ).

   Необходимым условием финансовой дееспособности является достижение установленного законом возраста.

   У таких субъектов финансового права как государственные ор­ганы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правоспособность и дееспособ­ность (пра­восубъектность) возникают одновременно, с момента их юридической регистрации.

   Пределы дееспособности у ор­ганизаций определены их финансовыми правами и обязанностя­ми, а у государственных органов — компетенцией в области фи­нансовой деятельности, установленной в законодательстве. Ана­логично решается вопрос и с должностными лицами как субъек­тами финансового права.

   Субъекты финансового права под­разделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

   К общественно-территориальным образованиям от­носятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государ­ство), а также муниципальные образования.

    Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу — государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

   Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; пред­приятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

   Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации.

   Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

   Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти — ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

   К юридическим лицам — субъектам финансового права отно­сятся и индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые объединения граждан, как крестьян­ские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

   Индивидуальные субъекты финансового права — это физические лица (граж­дане, иностранцы и лица без гражданства). Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.). Индивидуальными субъектами финансового права иногда являются должностные лица.

 

Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права

   Российская Федерация и субъекты РФ, являются преобладаю­щими в ряду субъектов финансового права и представляют собой государство. По классификации субъектов финансового права они относятся к общественно-тер­риториальным образованиям. В связи с этим государство можно рассматривать как обоб­щенный субъект финансового правовые интересы. Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Кон­ституции РФ, НК РФ, БК РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.

   Компетенция государства в области финансовой деятельнос­ти выражается в его суверенных правах в этой области, например: право на установление нало­гов; утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федера­ции) и др. Государство, как субъект финан­сового права выступает как властвующий субъект и в качестве государства-собственника, т.е. казны.

   К числу суверенных прав Российской Федерации относятся ее материальные бюджетные права (ст. 71 Конституции РФ).

   К материальным бюджетным пра­вам Российской Федерации относятся:

  а) право на собственный бюджет;

  б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

  в) право на использование бюджетных средств;

  г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

  д) право на образование и ис­пользование в рамках бюджета целевых или резервных фондов.

   Эти права зафиксированы в Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и исполь­зованию внебюджетных фондов представительных и исполни­тельных органов государственной власти республик в составе Рос­сийской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и в статьях 49, 54, 84, 133,-134, 135 и др. Бюджетного кодекса РФ. Суверенные права Российской Фе­дерации на собственный бюджет есть одновременно и право го­сударственной собственности.

   Российская Федерация является субъектом финансового права в отношении права на установление и взыскание (взимание) федеральных налогов и сборов (ст. 71 и 72 Конституции РФ).

   Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать. Это право государства проявляется в налоговом обязательстве, где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты.

   Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации в целом на при­менение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора. Права Российской Федерации на взимание и взыс­кание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим субъектам, которые воз­никают в процессе жизнедеятельности общества.

  Российская Федерация в целом выступает субъектом финан­сового права и в сфере государственного кредита. Это следует из Закона РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13.11. 1992 г., ст. 89 и ч. 1 ст. 97 БК РФ, где указано, что в результате государственных заимствований возни­кают долговые обязательства Российской Федерации.

   К финансо­вым правам Российской Федерации следует отнести ее право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обяза­тельств за счет средств федерального бюджета. Назван­ные права не являются суверенными правами Российской Федерации, т.к. право России на выпуск государст­венных ценных бумаг не представляет ничего исключительного и может быть сравнимо с любым другим правом субъекта граж­данского оборота. Вместе с тем право Российской Федерации на производство затрат по размещению, выплате доходов и погаше­нию долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) является правом государственной собственности.

   Помимо всего отмеченного Российская Федерация в целом яв­ляется субъектом финансового права в отношении права денеж­ной эмиссии. Денежная эмиссии согласно ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему.

   Субъектом финансового права является государство в своих частях, т.е. субъекты РФ, которые также наделены компетен­цией в сфере финансовой деятельности государства Аналогично государству в целом, субъекты РФ являются субъектами финансового права в от­ношении материальных бюджетных прав, а также процессуальных прав на рас­смотрение и утверждение бюджета.

   Субъекты РФ яв­ляются субъектами финансового права в отношении прав на ус­тановление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам Российской Федерации.

   В соответствии с Законом РФ о государственном внутреннем долге субъекты РФ имеют право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

   Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоот­ношения. В этом случае они становятся субъектами этих финан­совых правоотношений и выступают в лице определенных госу­дарственных органов.

 

Муниципальные образования как субъекты финансового права

   В число об­щественно-территориальных образований включаются муници­пальные образования. Понятие муниципального образования дано в ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» от 12 августа 1995 г.: муниципальное образование — это население определенной территории (города, села, нескольких поселений, иной террито­рии), в пределах которой осуществляется местное самоуправле­ние.      

   Муниципальное обра­зование является субъектом финансового права в отношении прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов, а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав.

    Кроме того, согласно ст. 139 и 141 БК РФ, а также ФЗ «О фи­нансовых основах, местного самоуправления в Российской Феде­рации» из бюджета субъекта РФ местному бюджету выделяются: а) средства из фонда финансовой поддержки муниципальных об­разований; б) субвенции и иные формы помощи, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ, Соответственно, му­ниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав на получение вышеназванных финансовых ре­сурсов.

 

   Во всех вышеперечисленных случаях муниципальные образо­вания (т.е. население), являясь субъектом финансового права, вы­ступают в финансовых правоотношениях в лице представитель­ных и соответствующих исполнительных органов местного само­управления.

   Муниципальное образование является субъектом финансового права и в отношении права населения соответствующей террито­рии непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования, а также в отношении права собраний (сходов) граж­дан осуществлять полномочия представительных органов местно­го самоуправления.

    Эти права муниципального образования за­писаны в ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации», а также в ст. 8 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Коллективные субъекты финансового права

   Большой круг субъектов финансового права составляют кол­лективные субъекты. Под коллективными субъектами финансо­вого права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделённые финансовыми пра­вами выступать в отношениях с другими субъектами персонифи­цированно как единое целое.

   К коллективным субъектам финансового права относятся:

  а) органы государственной власти;

  б) Центральный банк РФ;

  в) коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;

   г) организации (предприятия, бюджетные учреждения).

 

   Основанием для признания органов государственной власти субъектами финансового права является наличие у них компетен­ции в области, финансовой деятельности государства. Коллектив­ными субъектами финансового права являются представительные и исполнительные органы государственной власти.

  Органы государственной власти, являясь коллективными субъектами финансового права, выступают, в качестве уполно­моченных государством органов. Будучи наделены государством компетенцией в сфере его финансовой деятельности, они находят­ся в постоянно длящихся отношениях с государством, где упол­номочены выражать государственную волю в установленных им пределах.

  В круг представительных и исполнительных органов государ­ственной власти в качестве субъектов финансового права входят органы как федерального, так и регионального уровня, а органов исполнительной власти — органы общей и специальной компетенции.

  Представительные органы государственной власти высту­пают коллективными субъектами финансового права, осуществляя государственный финансовый контроль через свои комиссии и комитеты. На федераль­ном уровне в ведении Государственной Думы Федерального Соб­рания РФ, находится Контрольно-бюджетный комитет, наделен­ный этой, функцией. Государственный финансовый контроль проводится и через Комитет по бюджету, налогам, бан­кам и финансам. Во всех остальных случаях осуществления фи­нансовой деятельности государства (рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении и т.д.) представительные органы государственной власти выступают не как коллективные субъекты финансового права, а от лица государства как субъекта финансового права.

  Исполнительные органы государственной власти общей ком­петенции выступают в качестве коллективных субъектов фи­нансового права в отношении права составления проектов бюд­жетов и их исполнения. Проект фе­дерального бюджета составляется Правительством РФ, а проект бюджета субъекта РФ — соответствующим органом исполнитель­ной власти субъекта РФ.

  Исполнительные органы государственной власти специаль­ной компетенции являются коллективными субъектами финан­сового права в отношении самых различных правомочий в области финансовой деятельности государства, составляющих их компе­тенцию. В числе этих органов: Минфин России и финансовые ор­ганы субъектов РФ, Федеральное казначейство, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ и т.д.

   К коллективным субъектам финансового права относятся органы судебной власти. Согласно ст. 25 НК РФ они выступают в качестве сбо… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтовuCoz