…рщиков налогов и сбо­ров, т.е. лиц, принимающих от плательщиков налоги и сборы и перечисляющих их в бюджет.

   К коллективным субъектам финансового права относится Центральный банк РФ. Централь­ный банк РФ является органом, осуществляющим финансовую деятельность государства. Поэтому он обладает компетенцией в сфере финансов и является субъектом финансового права. Централь­ный банк РФ является участником отношений в сфере финансов, когда получает из федерального бюджета средства на затра­ты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обя­зательств РФ. Являясь субъектом финансового права в отношении обязанности по перечислению в бюджет части прибыли, в отношении права на получение из бюджета средств на обслуживание государственного внутреннего долга, он обладает не компетенцией, а правосубъектностью юридического лица.

  К коллективным субъектам финансового права относятся коммерческие банки, выступаю­щие в качестве юридических лиц, наделенных государством властными полномочиями в сфере государственных финансов.

  В соответствии со ст. 77 БК РФ государственные и муниципаль­ные предприятия являются коллективными субъектами финан­сового права, так как способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях как возмездных, так и безвоз­мездных.

  Казенные предпри­ятия следует считать субъектами финансового права в отношении обязанности направления свободного остатка прибыли в доход фе­дерального бюджета.

Коллективным субъектом финансового права является государственное унитарное предприятие, осно­ванное на праве хозяйственного ведения в отношении обязаннос­ти по перечислению в бюджет доли прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведений предпри­ятия. Эта обязанность предприятия производна от права собст­венности на получение части прибыли предприятия, зафиксированного в ст. 295 ГК РФ, и на практике возникает главным об­разом у некоторых федеральных государственных унитарных предприятий.

   Организации являются субъектами финансового права и в от­ношении обязанности по уплате налогов, сборов, а также произ­водных от нее обязанностей и прав, зафиксированных в ст. 23 и 24 НК РФ. Их правосубъектность в этом случае определена каче­ством юридического лица и наличием вида предпринимательской деятельности, доходов или имущества, которые ука­заны в законодательстве для этих субъектов.

  Организации являются коллективными субъектами финансо­вого права, выступая в качестве налоговых агентов. Согласно п.2 ст. 9, 24 НК (РФ налоговыми агентами признаются организации, на которые? возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюд­жет (внебюджетный фонд) налогов. Финансовая правосубъект­ность организаций как налоговых агентов существует в отноше­нии их обязанностей, зафиксированных в п. 2 ст. 24 НК РФ, а также прав, аналогичных тем, которые имеют налогоплательщи­ки (ст. 21 НК РФ). В числе обязанностей налоговых агентов сле­дующие: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и пере­числять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие нало­ги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщи­ка; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщи­ку; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета до­кументы; необходимые для осуществления контроля за правиль­ностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Коллективными субъектами финансового права должны признаваться организации, в обязанность которых вхо­дит представление в налоговые органы информации; необходимой для исчисления налогов, а также выполнения некоторых других операций: Перечень этих организаций дан, прежде всего, в ст. 85 НК РФ. Так, информировать налоговые органы обязаны: 1) орга­ны, регистрирующие организации и физических лиц, осуществля­ющих предпринимательскую деятельность без образования юри­дического лица; 2) органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти; 3) органы, регистри­рующие недвижимое имущество, являющееся объектом налого­обложения; 4) органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населе­ния и проч., которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного; 5) органы» уполномоченные совершать нотариальные действия в отношении нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения; 6) орга­ны, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные доку­менты физическим лицам, осуществляющим на свой риск дея­тельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг.

   В круг этих же субъектов финансового права включаются и банки, которые в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны сообщать в налоговые, органы об открытии или за­крытии счета организации, индивидуального предпринимателя; Кроме того, банки являются коллективными субъектами финан­сового права и в отношении обязанностей по приостановлению опе­раций по счетам налогоплательщиков и взысканию налогов и сбо­ров по решению налогового органа; Эти обязанности  банков уста­новлены в ст. 60 и 76 НК РФ.

 Индивидуальные субъекты финансового права

   Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.

  Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства вы­ступают индивидуальными субъектами финансового права глав­ным образом, в отношении их обязанностей по уплате налогов и сборов, а также в отношении их обязанностей как налоговых агентов. Так, в соответствии с действующим законодательством физические лица являются субъектами в отношении обязанности по уплате подоходного налога, налога на наследование или даре­ние, взносов в некоторые государственные социальные внебюд­жетные фонды и т.д.

  Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства име­ют равную финансовую правосубъектность, а поэтому они обозна­чены в законодательстве через категорию «физические лица». На­пример, законодатель, определяя субъектов налогового права — налогоплательщиков, использует в ст. 19 НК РФ понятие, «физи­ческие лица». При этом согласно п. 2 ст. 11 НК РФ к физическим лицам — индивидуальным субъектам финансового права, отно­сятся и те, которые осуществляют предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, а также частные но­тариусы, частные охранники, частные детективы и иные физи­ческие лица, занимающиеся деятельностью, не отнесенной граж­данским законодательством к предпринимательской. Физические лица как индивидуальные субъекты финансово­го права выступают и в качестве налоговых агентов (п. 2 ст. 9, ст. 24 НК РФ).

Гарантией защиты имущественных прав государства также является принцип приоритета публичных интересов в финансо­вой деятельности. Относительно охраны финансовых интересов государства названный отраслевой принцип конкретизирован в правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно кото­рой реализация прав и законных интересов отдельных индиви­дуальных субъектов или групп граждан не должна оказывать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех членов общества.

   Финансовая ответственность публичного субъекта перед ча­стным не должна нарушать права (и не только имущественные) остальных членов общества. Выплата денежных средств из бюд­жета, не предусмотренная соответствующим законом (решени­ем) на текущий финансовый год, может повлечь дисбаланс меж­ду расходами и доходами государства. Результатом незаплани­рованных выплат, которые хотя и являются в силу юридической природы судебного акта правомерными, может стать недофи­нансирование государственных функций. Относительно граждан, основным доходом которых выступают бюджетные выплаты (заработная плата, пенсия, социальные пособия и т. д.), произойдет значительное ущемление их финансовых прав и ухудшение имущественного положения.

   Учитывая публичное предназначение государства, следует признать правомерным, что основания его ответственности за счет денежных средств казны и пределы обращения имуще­ственного взыскания на бюджет поставлены в прямую зависи­мость от финансового благополучия государства.

Гарантией за­щиты финансовых прав государства выступают законодательно установленные ограничения и иммунитеты, создающие особый правовой режим бюджетных средств и строго предписывающие органам государственной власти и органам местного самоуправ­ления их целевое использование. Финансово-правовые режи­мы, придающие особенности правовому статусу государства как субъекта финансово-правовой ответственности, направлены на максимальную защиту государственных денежных средств. Про­исходящее при этом ограничение финансовых полномочий от­дельных субъектов гарантирует соблюдение имущественных прав большинства членов общества.

22. Денежная система России: общая характеристика. Национальная валюта России.

Денежная система представляет собой форму денежного обращения в данной стране и включает в себя такие элементы, как:

1) официальная денежная единица Российской Федерации (рубль; рубль равен 100 копейкам);

2) виды денежных знаков (банкнота и монета);

3) порядок эмиссии денежных знаков (выпуск, изъятие и т.д.);

4) организация денежного обращения в стране.

Организация денежного обращения в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности государства. Денежная система в большинстве стран является централизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регулирующий орган в области денежного обращения- ЦБ РФ.

Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).Законом запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организация обращения и изъятие их из обращения на территории Российской Федерации принадлежит ЦБ РФ.акон разделил полномочия Правительства РФ и ЦБ РФ в области изготовления денежных знаков. Центральный банк РФ несет ответственность лишь за планирование объемов их производства.

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

создание резервных фондов банкнот и монет;

определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В 2002 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 9 октября 2002 г. № 119-П (в редакции от 1 июня 2004 г.).

Порядок обеспечения денежных знаков. Государственным законодательством (федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности») устанавливается, что может служить в качестве обеспечения денежных знаков (товарно-материальные ценности, золото и драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства РФ.банков и других организаций и т.д.). Использование других видов обеспечения или нарушение основных правил обеспечения допускаться не должно.

Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и их изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота. Выпуск наличных денег производят расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры.

Структура денежной массы в обороте рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюр н ости во всем объеме денежной массы.

Порядок прогнозного планирования денежного оборота включает систему прогнозных планов денежного оборота; органы, составляющие эти планы; совокупность показателей, определяемых с помощью этих планов; задачи, решаемые с помощью каждого плана.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой набор инструментов денежно-кредитного регулирования (методы); права и обязанности органов, осуществляющих денежно- кредитное регулирование; задачи и объекты денежно-кредитного регулирования.

Порядок установления валютного курса, или котировка валют, представляет собой соотношение валюты данной страны со стоимостью валют других стран, например 1 долл. = 36,7 руб. До перестройки в России использовался порядок установления валютного курса, исходящий из золотого содержания различных валют. Однако, поскольку в настоящее время нив одной стране золотое содержание денежной единицы не фиксируется, используется способ котировки, учитывающий колебания покупательной способности национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Наиболее популярный способ котировки основан на «корзине валют», при котором национальная валюта сопоставляется с рядом других национальных валют, входящих в «корзину».

Порядок кассовой дисциплины в хозяйстве отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия и организации всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением этого порядка возлагается на коммерческие банки, осуществляющие кассовое обслуживание хозяйств.

Современные денежные системы не статичны. Они продолжают развиваться, становясь все более экономичными и эффективными. Общей тенденцией для денежных систем разных стран является расширение применения современной вычислительной электронной техники в организации денежного оборота. Все более широко используются «электронные деньги», представляющие собой не записи на бумажных носителях информации, а записи в форме электронных сигналов, прежде всего на магнитных или других носителях. Это позволяет значительно повысить долю безналичного оборота в совокупном денежном обороте, ускорить расчеты, обеспечить лучший контроль банков и налоговых органов за денежным оборотом, добиться существенной экономии издержек обращения. Денежная система Российской Федерации основана на неразменных на золото деньгах, т.е. имеет бумажно-кредитный характер. Правовая основа денежной системы России — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Официальная денежная единица — рубль, разделенный на 100 копеек. Монопольное право эмиссии и изъятия наличных денег из обращения принадлежит Банку России. В области организации денежного обращения ЦБ РФ выполняет ряд важнейших функций:

прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создаст резервные фонды банкнот и монет;

устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

определяет правила ведения кассовых операций (операций с наличными) для кредитных организаций;

устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монет, порядок их уничтожения, а также замену поврежденных банкнот и монет на действующие.

В каналах наличного денежного обращения в настоящее время находятся два вида денежных знаков, являющихся безусловным обязательством Банка России и обязательных к приему во всех видах расчетов и платежей — банкноты (банковские билеты) и монеты. В настоящее время в обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100. 500, 1000 и 5000 руб. и монеты достоинством 1, 2, 5, 10 руб., 1, 5, 10, 50 копеек.

Изготавливают денежные знаки на предприятиях Гознака. Центральный банк РФ проектирует банкноты: каждая банкнота имеет уникальную тематику рисунка и преобладающий цвет, а вся серия банкнот одного выпуска содержит общие элементы дизайна. Первым этапом создания банкнот является выполнение крупномасштабного рисунка с использованием компьютерных технологий; затем выполняется гравюра на металле, которая преобразуется в металлическое клише с многократно повторяющимся в реальном масштабе рисунком. С клише производится печать банкнот. При изготовлении банкнот последовательно используются три вида печати: офсетная, глубокая (металлографическая) и высокая (типографская).  Денежная масса как элемент денежной системы России представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи и принадлежащих экономическим субъектам (физическим и юридическим лицам, государству).

Для анализа объема и структуры денежной массы, а также ее движения в финансовой статистике Банка России используют четыре денежных агрегата:

 — наличные деньги в обращении у нефинансовых агентов (банкноты и монеты);

, включает в себя , а также депозиты частных лиц в Сбербанке РФ до востребования (текущие вклады), депозиты населения и предприятий в коммерческих банках до востребования, средства на расчетных и специальных счетах нефинансовых агентов (расчетные, текущие счета, специальные счета аккредитивов и чековые счета), средства страховых компаний;

 включает в себя , и срочные вклады населения в сберегательных банках;

 включает  депозитные и сберегательные сертификаты банков и облигации государственного займа.

Самостоятельным компонентом денежной массы является денежная база (), включающая агрегат , денежные средства в оборотных кассах банков, средства банков на счетах обязательных резервов и корреспондентских счетах в ЦБ РФ. Эти деньги имеют не только большую ликвидность, но и показывают дееспособность ЦБ РФ, его возможности выполнять свои обязательства. В экономических исследованиях эти деньги именуются также деньгами «высокой эффективности», так как могут прямо контролироваться ЦБ РФ. В практике управления денежным обращением Банк России использует несколько агрегатов денежной базы (см. рис. 3.25).

Одной из особенностей денежного обращения России является использование иностранной валюты как средства платежа и формы сбережений. Это обусловило использование еще одного показателя денежной массы — «широких денег» (), который включает агрегат () и депозиты в иностранной валюте в национальной банковской системе (валютные пассивы кредитных организаций). Этот показатель используют для прогнозирования спроса на деньги, изменения курса рубля, устойчивости финансово-банковской системы и бегства капитала. Для определения величины  используют среднегодовой валютный курс. Таким образом, полная денежная масса включает денежную массу в иностранной валюте и национальную денежную массу (рис. 3.23).

Эмиссионная система Российской Федерации объединяет эмиссию наличных денег и безналичную кредитную эмиссию. Выпуск в обращение наличных денег осуществляет Банк России. Их оборот организован по схеме (рис. 3.24). Налично-денежный оборот начинается в структурных подразделениях Центрального банка РФ. Наличные деньги считаются поступившими в оборот после передачиих из оборотных касс расчетно-кассовых центров (РКЦ) в операционные кассы коммерческих банков. Из операционных касс коммерческих банков деньги выдают клиентам (предприятиям, организациям, физическим лицам). Наличные деньги постоянно совершают кругооборот, так как после завершения расчетно-платежного оборота вновь возвращаются в операционные кассы банков, а затем — в оборотные кассы расчетно-кассовых центров. Таким образом, выпуск наличных денег в обращение и их изъятие происходят постоянно.

23. Денежно-кредитное регулирование.

Регулированию денежного обращения предшествует выработка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества. Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ ист. 4 Закона о Банке России на ЦБ РФ, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости

рубля. Мировой практикой выработаны различные инструменты проведения денежно-кредитной политики. В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России к основным инструментам  методам денежно – кредитной политики Банка России относятся:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке

России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России является кредитором последней инстанции, т.е. выдает кредиты иным банкам. В соответствии с упомянутым Федеральным законом Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. Закон также предусматривает, что Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную

политику без фиксации процентной ставки. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, который открывается в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. На обязательные

резервы, депонированные кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с

совершением позднее обратной сделки. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций, при этом формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются самим Банком России. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых ЦБ РФ остальным банкам.

Валютные интервенции связаны с куплей-продажей Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Покупая за счет золотовалютных резервов национальную валюту, ЦБ РФ увеличивает спрос на нее, а значит, и повышает ее курс. И наоборот, продавая национальную валюту, он увеличивает ее предложение и снижает ее курс.Банк России вправе устанавливать ориентиры роста одного или

нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики,что, по сути, связано с регулированием количества денег в обращении.

При определении ориентиров роста денежной массы БанкРоссии исходит из предполагаемой динамики валового внутреннегопродукта, уровня инфляции и скорости обращения денег.

Под прямыми количественнымиограничениями Банка России понимаетсяустановление лимитов на рефинансирование кредитныхорганизаций и проведение ими отдельных банковских операций.

Этот метод рассматривается как исключительный и может применятьсятолько после консультаций с правительством страны.В целях реализации денежно-кредитной политики Банк Россииможет от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемыхи обращаемых среди кредитных организаций.Основные направления единой государственной денежно-кредитной

политики разрабатываются Банком России ежегодно, представляются Президенту РФ и Правительству РФ, а затем направляютсяв Государственную Думу на рассмотрение.Основные направления должны включать в себя ряд положений, среди которых можно выделить такие как:

• концептуальные принципы денежно-кредитной политики;

• прогноз основных показателей платежного баланса РоссийскойФедерации;

• основные показатели денежной программы;

• направления совершенствования банковской системы, банковскогонадзора, финансовых рынков и платежной системыи иные направления.

Целью выработки и реализации денежно-кредитнойполитики, осуществления регулирования денежного обращенияявляются защита и обеспечение устойчивости рубля, всейденежной системы страны. 

Денежное обращение подразделяется на два вида:

1) наличное;

2) безналичное.

В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше,чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятийи организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессомдвижения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов),казначейских билетов, металлических монет.Наличный денежный оборот в стране организуется государствомв лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерациисубъектами, организующими данный вид денежного обращения,являются· Банк России, его территориальные учреждения, атакже система РКЦ.Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ опереводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы,из которых наличные деньги направляются в операционные кассыкредитных организаций (банков). Частично деньги направляются наобслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются 

юридическим и физическим лицам.В соответствии с законодательством деятельность по организации

и управлению наличным денежным обращением осуществляетсяв централизованном порядке ЦБ РФ.

Любое государство, в том числе и Российская Федерация, заинтересованов сокращении объема наличного денежного обращения ив расширении безналичных форм расчетов.Безналичное денежное обращение состоит в списании определеннойденежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организациии зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или инойкредитной организации либо в иной форме, при которой наличныеденежные знаки как средство платежа отсутствуют. В соответствии сЗаконом о Банке России Банк России устанавливает предельный размер

расчетов наличными деньгами в Российской Федерации междуюридическими лицами; расчеты на сумму, превышающую установленную,должны производиться только в безналичном порядке. Современный безналичный оборот в Российской Федерации организованв соответствии со следующими принципами:

1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить своисредства на счетах в банках;

2) основная часть безналичных расчетов должна осуществлятьсячерез банк;

3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкойтоваров (выполнением работ, оказанием услуг) или послеэтого;

4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляетсябанком только с согласия обслуживаемого юридическогоили физического лица;

5) формы безналичных расчетов платежей выбираются организациейпо своему усмотрению в соответствии с требованиямизаконодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормыКонституции РФ, Закон о Банке России, Закон о банках, Закон овалютном регулировании, иные законы, нормативные акты ПрезидентаРФ 

и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ.В соответствии сп. «Ж>> ст. 71 Конституции РФ к компетенции РоссийскойФедерации отнесено <<установление правовых основ единого

рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование,денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено,что обязательному ·рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросамфинансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования,денежной эмиссии.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляетсяс помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация иэмиссия.Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежнойсистемы в целях стабилизации и укрепления денежного обращения. 

Проведение денежнойреформы достигает названных целей только в том случае, если онапроводится в условиях стабилизации экономической и политическойситуации в стране.Деноминация в отличие от денежной реформы является техническойоперацией, выражающейся в замене старых денег новыми сприравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большемуколичеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические

основы государства, а происходит сокращение денежноймассы, находящейся в обращении, а также лишь изменяетсямасштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так иодновременно с денежной реформой.В соответствии с Законом о Банке России в целях организацииналичного денежного обращения на территории страны на Банк Россиивозлагаются следующие функции:

• прогнозирование и организация производства, перевозка ихранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличныхденег для кредитных организаций;

• установление признаков платежеспособности денежных знакови порядка замены поврежденных банкнот и монет, а такжепорядка их уничтожения;

• определение порядка ведения кассовых операций для кредитныхорганизаций.

В сфере денежного обращения возникают различные общественныеотношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права.В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерацииотносятся финансовое и валютное регулирование, денежнаяэмиссия, федеральные банки (п. <<Ж>> ст. 71 Конституции РФ), ив этом аспекте названные отношения являются предметом правовогорегулирования конституционного права.

Нормы финансового права регулируют отношения, складывающийся в процессе организации наличного и безналичного денежногообращения, в том числе при проведении денежных реформ,

деноминаций, эмиссий, при организации расчетов, в частности,установления обязательного порядка хранения средств юридическихлиц на счетах в банках, ограничения наличных форм расчетов

между организациями, определения порядка ведения кассовыхопераций.

Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтовuCoz