Применение контрмер строго регламентировано, с тем чтобы не было злоупотреблений правом на их применение.
Во-первых, международное право устанавливает круг субъектов, уполномоченных применять контрмеры. По общему правилу правом на применение контрмер обладает только потерпевшее государство. Другие государства находятся в положении пассивных наблюдателей; они могут высказывать свое отношение к факту правонарушения и к обоснованности контрмер, однако не вправе воздействовать на правонарушителя либо препятствовать осуществлению контрмер. Исключение – в случае нарушения обязательств, вытекающих из норм jus cogens, контрмеры могут быть приняты любым государством (т.е. в том числе и незатронутым).
Во-вторых, МП устанавливает порядок призвания к ответственности и осуществления контрмер.
В-третьих, международное право устанавливает требования к содержанию контрмер. Данные требования закреплены в нормах обычного права, ст. 49—51 Резолюции 2001 г. и неоднократно подтверждены судебной практикой. Они состоят в следующем:
А. Контрмеры должны быть ограничены целью побудить ответственное государство прекратить правонарушение и предоставить возмещение.
Б. Контрмеры не должны затрагивать прав третьего государства.
В. Контрмеры по возможности должны приниматься таким образом, чтобы позволить возобновление исполнения соответствующих обязательств.
Г. Контрмеры не должны затрагивать:
а) обязательства воздерживаться от угрозы силой или ее применения, закрепленного в Уставе ООН;
б) обязательств по защите основных прав человека;
в) обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии;
г) иных обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права;
д) обязательств по любой процедуре урегулирования спора, применимой между принимающим контрмеры государством и ответственным государством;
е) обязательств уважать неприкосновенность дипломатических агентов и консульских должностных лиц, дипломатических и консульских помещений, архивов и документов.
Д. Контрмеры должны быть соразмерны (пропорциональны) причиненному вреду с учетом тяжести международного правонарушения и затронутых прав.
Порядок применения контрмер и их перечень могут определяться международными договорами или внутренним законодательством.
2. Санкции - принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.
Так же как и контрмеры, санкции направлены на обеспечение возмещения, однако в отличие от контрмер, они представляют собой коллективную реакцию незатронутых субъектов. Такая реакция может иметь место только в случае серьезных нарушений международного права. Санкции отражают движение международного правопорядка в сторону большей централизации. Правовой базой для применения санкций являются положения Устава ООН и уставов иных международных организаций. Кроме того, санкции могут находить свое оправдание в обычае, разрешающем коллективное реагирование на нарушение обязательств, вытекающих из норм jus cogens (существование данного обычая носит спорный характер).
Санкции охватывают как меры, связанные с невыполнением международных обязательств в отношении ответственного государства, так и меры, не связанные с таким невыполнением (например, закрытие представительства международной организации). Разновидностью санкций можно считать ограничение прав, вытекающих из членства в международной организации (например, лишение права голоса). К их содержанию в основном предъявляются те же требования, что и к контрмерам.
34. Международно-правовая санкция: понятие и формы.
Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.
Санкции в порядке самопомощи
Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона. Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых МП интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное, с точки зрения МП, поведение), они не являются санкциями. Международная практика выработала следующие формы реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны - нарушителя; повышение налоговых платежей и др. В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан. Политическими формами реторсий являются всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata; отмена запланированных визитов руководителей и т.д. Репрессалии - это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Современное МП запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии. Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов страны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя. К политической форме репрессалий следует относить: денонсацию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными, с точки зрения МП, актами правонарушителя). Непризнание имеет несколько основных форм: отказ государства признавать юридическую силу договоров и соглашений, заключенных в результате неправомерного применения силы или противоречащих общепризнанным принципам МП; отказ признавать фактические ситуации, создавшиеся в результате неправомерных действий (например, непризнание территориальных изменений, происшедших в результате агрессии); отказ признавать противоправный режим в данном государстве и др. Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений. Эти меры представляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпевшим государством дипломатических и/или консульских связей. При этом, разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Замечу, что данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций. Самооборона - это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в МП схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве. В МП признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии. Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, "разовый" характер и не преследуют цели развязывания войны. Самооборона от агрессии - это отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по МП и, прежде всего, по Уставу ООН. При этом, ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности. Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН. Ст. 51 Устава ООН устанавливает, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. При этом меры по Уставу ООН не отменяют и не заменяют действий по самообороне.
Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций
Санкциями, осуществляемыми с помощью международных организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности. Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств; лишение права представительства в организации (неизбрание в органы организации, неприглашение на проводимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации; временное приостановление членства в международной организации; исключение из международной организации. Например, согласно ст. 62 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., Ассамблея ИКАО может приостанавливать право голоса в Ассамблее и в Совете любого государства, которое не выполняет в пределах разумного срока своих финансовых обязательств перед Организацией. Статья 93 "бис" той же Конвенции предусматривает, что государство, исключенное из членов ООН, автоматически перестает быть членом Международной организации гражданской авиации. Исключение правонарушителя из международного общения может выражаться в лишении права сотрудничества с другими субъектами вне рамок международной организации (полный или частичный разрыв экономических, политических, военных и иных отношений, транспортного сообщения, связи, разрыв дипломатических и консульских отношений и т.д.). В случае особо опасных посягательств на международный мир и безопасность международные организации могут принять решение об использовании коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности. Возможность применения мер такого рода предусмотрена Уставом ООН, Уставом ОАГ, Пактом ЛАГ, документами других региональных организаций. Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка применения вооруженных мер относится к компетенции Совета Безопасности ООН. Коллективные меры применяются при необходимости предотвращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения усугубления международного вооруженного конфликта. Санкции вооруженного характера должны применяться, если исчерпаны остальные меры воздействия.
35. Международное преступление: понятие, признаки, виды, ответственность
Международные преступления и преступления международного характера
1. Исходя из того, что под действие международного уголовного права подпадают определенные группы деяний, представляющих особую опасность для международного общения, чрезвычайно важно определить понятие международного преступления. Ибо от того, какие преступления будут признаны международными, зависят формы и методы борьбы с ними, исходные позиции для принятия законодательных актов всеми членами межгосударственного общения, совершенствование национального законодательства.
Определение международного преступления позволит признать таковыми только те деяния, которые представляют повышенную опасность для существования мирных отношений и сотрудничества между государствами независимо от их социально-политического устройства.
Представляется, что преступления, наносящие ущерб межгосударственному общению и межгосударственным интересам, должны быть подразделены л о степени их опасности и тяжести; кроме того, их классификация зависит от соглашений по конкретным проблемам борьбы с преступностью.
Все это требует четкого отграничения международных преступлений от иных преступлений международного характера, а также от тех норм национального права, где наличествует «иностранный» элемент1.
2. Позиция советских ученых по вопросу о понятии международного преступления в принципе однозначна. Они исходят из того, что такие преступления существуют.
Так, Д. Б. Левин рассматривал международные преступления как посягательства на свободу народов мира либо как посягательства на интересы всего прогрессивного человечества, как посягательства на коренные основы международного общения, на права и интересы всех государств2.
П. С. Ромашкин говорит о посягательстве на основы международных отношений3.
31
>>>32>>>
М. И. Лазарев относит международные преступления к преступлениям, посягающим на независимость каждого народа и мирные отношения между народами4.
Л. А. Моджорян рассматривает эти преступления как посягательство на само существование государства и нации5.
А. Н. Трайнин по существу объединил эти точки зрения в формулу «преступления против человечества», тщательно проанализировав все составные части столь емкого понятия, и определил их «как посягательства на основы существования и прогрессивного развития народов». Рассматривал он и виды этих преступлений6. Хотя в настоящее время круг подобных преступных деянии расширился, но и они подпадают, по нашему мнению, под это, весьма емкое, хотя и краткое, определение.
Нетрудно, конечно, заметить, что все определения выражают одну и ту же сущность. В то же время советские юристы, исходя из анализа развития международных отношений, развертывания широкого фронта борьбы за мир, справедливо, на наш взгляд, говорят о том, что круг деяний, относимых к международным преступлениям, под воздействием прогрессивных сил мира будет расширяться7. Не случайно после многолетних дискуссий именно под влиянием социалистических государств и государств, борющихся за свою свободу и национальную независимость, благодаря их конструктивным усилиям, ООН, наконец, приняла определение агрессии, что само по себе является базой для дальнейшей разработки всех проблем, связанных с борьбой за упрочение мира на земле.
3. Рассмотрим, какие виды преступлений могут быть отнесены к числу международных. В Уставе Нюрнбергского Международного Военного Трибунала (ст. 6) преступления против человечества разделены на три группы: 1) преступления против мира, включающие планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; 2) военные преступления, включающие нарушение законов или обычаев войны, в том числе убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания во-
32
>>>33>>>
еннопленных или лиц, находящихся в море, убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности, бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; 3) преступления против человечности, включающие убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до ,юш во время войны, или преследования ло политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Эта классификация имела огромное значение как первый документ международного уголовного права, направленный на защиту мира и безопасности народов8.
Однако, и это естественно, в тот момент ряд вопросов не получил достаточно полного отражения, хотя в принципе они были обозначены. Так, к преступлениям этого вида была отнесена агрессивная война, но теперь, особенно после принятия определения агрессии, этот вопрос получил дальнейшее развитие, и ныне наказуема и пропаганда войны, и пропаганда агрессии (не говоря уже о самой агрессии). Причем уголовную ответственность в соответствии с принципами уголовного права об ответственности за приготовительные действия и покушение на преступление должна влечь не только сама агрессия, но и подготовка к ней.
Послевоенные события и стремление агрессивных сил с помощью «локальных» войн навязать свои порядки суверенным государствам либо подавить их законное стремление к национальной самостоятельности и освобождению от колониальной и иной зависимости (что находится в полном соответствии с международным правом и постановлениями ООН о ликвидации колониальных режимов) привели к возникновению новых видов военных преступлений.
Таковы: использование запретных средств, способов и орудий ведения войны, как, например, во Вьетнаме невероятное по объему использование напалма, отравление водоемов, использование против мирного населения шариковых бомб, испытание на людях новых видов оружия массового уничтожения;
3 Заказ 5947 33
>>>34>>>
геноцид, зародившийся при нацизме и получивший развитие в «грязной войне» против Вьетнама9.
Новый вид международного преступления — экоцид, связанный с необратимыми подчас последствиями для окружающей человека среды и самого существования человечества. Диким варварством было уничтожение гербицидами и химическими веществами всего живого в (ряде местностей Вьетнама. Опасность экоцида заключается еще и в том, что нарушение экологического равновесия в каком-либо одном районе пагубно сказывается и в Д'РУГИХ> часто далеко лежащих местностях.
Вопрос об экоциде как международном преступлении особенно остро встал во время войны во Вьетнаме; до нее трудно было точно представить, что же это такое10. СледУет отметить, что данное преступление фактически было одним из способов ведения агрессивной, захватнической войны, направленной на подавление национально-освободительных усилий народа, стремящегося к установлению социалистического образа правления, борющегося против империализма.
36. Преступление международного характера: понятие, признаки, виды, ответственность.
Международные преступления и преступления международного характера
1. Исходя из того, что под действие международного уголовного права подпадают определенные группы деяний, представляющих особую опасность для международного общения, чрезвычайно важно определить понятие международного преступления. Ибо от того, какие преступления будут признаны международными, зависят формы и методы борьбы с ними, исходные позиции для принятия законодательных актов всеми членами межгосударственного общения, совершенствование национального законодательства.
Определение международного преступления позволит признать таковыми только те деяния, которые представляют повышенную опасность для существования мирных отношений и сотрудничества между государствами независимо от их социально-политического устройства.
Представляется, что преступления, наносящие ущерб межгосударственному общению и межгосударственным интересам, должны быть подразделены л о степени их опасности и тяжести; кроме того, их классификация зависит от соглашений по конкретным проблемам борьбы с преступностью.
Все это требует четкого отграничения международных преступлений от иных преступлений международного характера, а также от тех норм национального права, где наличествует «иностранный» элемент1.
2. Позиция советских ученых по вопросу о понятии международного преступления в принципе однозначна. Они исходят из того, что такие преступления существуют.
Так, Д. Б. Левин рассматривал международные преступления как посягательства на свободу народов мира либо как посягательства на интересы всего прогрессивного человечества, как посягательства на коренные основы международного общения, на права и интересы всех государств2.
П. С. Ромашкин говорит о посягательстве на основы международных отношений3.
31
>>>32>>>
М. И. Лазарев относит международные преступления к преступлениям, посягающим на независимость каждого народа и мирные отношения между народами4.
Л. А. Моджорян рассматривает эти преступления как посягательство на само существование государства и нации5.
А. Н. Трайнин по существу объединил эти точки зрения в формулу «преступления против человечества», тщательно проанализировав все составные части столь емкого понятия, и определил их «как посягательства на основы существования и прогрессивного развития народов». Рассматривал он и виды этих преступлений6. Хотя в настоящее время круг подобных преступных деянии расширился, но и они подпадают, по нашему мнению, под это, весьма емкое, хотя и краткое, определение.
Нетрудно, конечно, заметить, что все определения выражают одну и ту же сущность. В то же время советские юристы, исходя из анализа развития международных отношений, развертывания широкого фронта борьбы за мир, справедливо, на наш взгляд, говорят о том, что круг деяний, относимых к международным преступлениям, под воздействием прогрессивных сил мира будет расширяться7. Не случайно после многолетних дискуссий именно под влиянием социалистических государств и государств, борющихся за свою свободу и национальную независимость, благодаря их конструктивным усилиям, ООН, наконец, приняла определение агрессии, что само по себе является базой для дальнейшей разработки всех проблем, связанных с борьбой за упрочение мира на земле.
3. Рассмотрим, какие виды преступлений могут быть отнесены к числу международных. В Уставе Нюрнбергского Международного Военного Трибунала (ст. 6) преступления против человечества разделены на три группы: 1) преступления против мира, включающие планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; 2) военные преступления, включающие нарушение законов или обычаев войны, в том числе убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания во-
32
>>>33>>>
еннопленных или лиц, находящихся в море, убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности, бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; 3) преступления против человечности, включающие убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до ,юш во время войны, или преследования ло политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Эта классификация имела огромное значение как первый документ международного уголовного права, направленный на защиту мира и безопасности народов8.
Однако, и это естественно, в тот момент ряд вопросов не получил достаточно полного отражения, хотя в принципе они были обозначены. Так, к преступлениям этого вида была отнесена агрессивная война, но теперь, особенно после принятия определения агрессии, этот вопрос получил дальнейшее развитие, и ныне наказуема и пропаганда войны, и пропаганда агрессии (не говоря уже о самой агрессии). Причем уголовную ответственность в соответствии с принципами уголовного права об ответственности за приготовительные действия и покушение на преступление должна влечь не только сама агрессия, но и подготовка к ней.
Послевоенные события и стремление агрессивных сил с помощью «локальных» войн навязать свои порядки суверенным государствам либо подавить их законное стремление к национальной самостоятельности и освобождению от колониальной и иной зависимости (что находится в полном соответствии с международным правом и постановлениями ООН о ликвидации колониальных режимов) привели к возникновению новых видов военных преступлений.
Таковы: использование запретных средств, способов и орудий ведения войны, как, например, во Вьетнаме невероятное по объему использование напалма, отравление водоемов, использование против мирного населения шариковых бомб, испытание на людях новых видов оружия массового уничтожения;
3 Заказ 5947 33
>>>34>>>
геноцид, зародившийся при нацизме и получивший развитие в «грязной войне» против Вьетнама9.
Новый вид международного преступления — экоцид, связанный с необратимыми подчас последствиями для окружающей человека среды и самого существования человечества. Диким варварством было уничтожение гербицидами и химическими веществами всего живого в (ряде местностей Вьетнама. Опасность экоцида заключается еще и в том, что нарушение экологического равновесия в каком-либо одном районе пагубно сказывается и в Д'РУГИХ> часто далеко лежащих местностях.
Вопрос об экоциде как международном преступлении особенно остро встал во время войны во Вьетнаме; до нее трудно было точно представить, что же это такое10. СледУет отметить, что данное преступление фактически было одним из способов ведения агрессивной, захватнической войны, направленной на подавление национально-освободительных усилий народа, стремящегося к установлению социалистического образа правления, борющегося против империализма.
Обсуждая проблемы борьбы с преступными посягательствами в области загрязнения природной среды, комиссия международного права ООН в 1976 году в ст. 19 проекта Международной конвенции по этому вопросу массовое загрязнение морей или атмосферы отнесла к международным преступлениям11.
В мае 1977 года подписана Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду12. Практически — это конвенция против экоцида.
Говоря об экоциде, нельзя не назвать такое близкое ему по характеру преступление как Ъиоцид (буквально— убийство жизни). Проблема биоцида как международного преступления в настоящее время оживленно обсуждается. Биоцид возможен ив случаях, когда речь идет об угрозе международной безопасности, когда он является как бы подготовительной стадией к агрессивной войне. М. А. Гицу предлагает следующее определение биоиида: «Биоцид — противоправное необратимое разрушение окружающей человека природной среды, сопряженное с нарушением международной безопасности и причинением вреда благосостоянию и здоровью не только настоящего, но и будущего поколений человечества»13. Представляется очевидным, что идея формулирования
34
>>>35>>>
составов международных преступлений не только как деяний, являющихся последствием уже начавшегося международного 'конфликта, развязанного агрессивными силами, но как преступления, создающего угрозу международной безопасности, как состава, предупреждающего конфликт, весьма плодотворна.
Это очень важно иметь в виду сейчас, когда агрессивные силы ведут разговоры о «чистой» бомбе, а именно о нейтронной бомбе. Ведь именно нейтронное оружие есть не что иное, как способ совершения биоцида, ибо оно непосредственно направлено на уничтожение человечества.
Как и при характеристике экоцида, биоцид следует отличать от/преступного залрязнения окружающей среды, являющегося не международным преступлением, а преступлением международного характера.
К числу международных преступлений относится также апартеид, заключающийся в полном разделении белых и цветных и узаконенном бесправии последних. Это особенно наглядно на примере ЮАР — страны, где неравенство граждан, ее населяющих, возведено в закон.
XXVIII сессия Генеральной Ассамблеи ООН абсолютным большинством голосов приняла Международную конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него. Апартеид объявлен преступлением против человечества, создающим серьезную угрозу международному миру и безопасности14.
Эти новые виды международных преступлений, являющиеся составной частью преступлений против человечества, уже получили оценку мировой общественности именно как преступления против мира и безопасности народов. Нашли они свое отражение и в международно-правовых документах. Таким образом, их можно отнести к наиболее тяжким международным преступлениям, ка-раемым в соответствии с уже имеющимися правовыми нормами в рамках как международного уголовного права, так и национального.
В то же время мы полагаем, что к категории международных преступлений следует отнести и такое деяние, как «наемничество».
В XVIII в. наемников в Ирландии называли «дикими гусями». Газета «Жен Африк» называет наемников «сверхчеловеками» современного западного мира. Организация Объединенных Наций приняла специальную ре-
3* 35
>>>36>>>
золюцию о наемничестве, где говорится: «Использование колониальными и расистскими режимами наемников против национально-освободительных движений, борющихся за свою свободу и независимость от гнета колониализма и иностранного господства, является уголовно наказуемым деянием и, соответственно, наемники должны наказываться как уголовные преступники»15.
В Уставе ООН также прямо сказано, что «каждое государство обязано воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства».
Открытое осуждение наемничества и конкретных преступников произошло на процессе в Луанде — столице Народной Республики Анголы. Все наемники были осуждены за зверства, чинимые против мирного населения страны.
Но почему появились наемники? Почему в XX в. вновь возродился институт, который был характерен для средневековья? Ответ следует искать, видимо, в том, что крах колониализма далеко не всех устраивает. Реакционные круги империализма с этим смириться не могут. Но если раньше наемничество было официальной государственной политикой, то теперь, если какое-либо государство с помощью наемников нападает на другую страну, это расценивается как агрессия, как преступление против мира со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому «официального» наемничества вроде бы и нет. Однако наиболее реакционные режимы и группы во многих странах вербуют наемников, якобы идущих к ним добровольно, притом открыто, как это было выяснено на процессе в Анголе. Выявилось, что и здесь дело «е обошлось без ЦРУ, поручившего тайную вербовку наемников некоему Роберто Холдену, который с помощью своего сообщника продавца оружия Лесли Эспина дал объявление о том, что бывшим военнослужащим дается хорошая плата для «работы за морем». Была установлена и плата за «работу»: 300 долларов еженедельно в течение 6,5 месяца плюс 500… Продолжение »