… без гра- жданства для преследования за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по законодательству обоих государств (ст. 2 Европейской конвенции о выдаче 1957 г.). Выдача может быть произведена в случаях: 

если за совершение этих деяний предусмотрено наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше 1 года) или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования; 

если иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия России. 

 

Борьба с преступностью – внутреннее дело суверенных государств. На это неоднократно указывала Генеральная Ассамблея ООН. Она многократно подтверждала право каждого государства формулировать и осуществлять свою национальную политику и программы в области предупреждения преступности и борьбы с ней в соответствии с собственными потребностями и внутренними обстоятельствами. Сегодня как никогда ранее международное сообщество близко к принятию таких международных соглашений, в которых государствам предписывались бы унифицированные правила ведения борьбы с преступностью. Цель таких попыток все более оправдана транснациональным характером современной преступности. Но международно-правовой урок истории состоит в том, чтобы не давать повода для вмешательства одних держав во внутренние дела других государств, даже если это оправдывается благородными целями искоренения преступности.

Применение мер уголовного наказания – это также внутреннее дело государств. Ведь то, что считается преступлением в одном из государств, может не считаться таковым в другом. И все же международное право развивается в направлении унификации и сближения понятий о преступлениях.

Международное уголовное право – обобщающее юридическое понятие, которое представляет собой комплексную правовую категорию, объединяющую нормы нескольких отраслей международного публичного права и включающую некоторые элементы частного права. Эти элементы объединены общей направленностью, выражающейся в совместных мерах государств, предпринимаемых для борьбы с уголовной преступностью.

Международное уголовное право включает в свой предмет нормы как материального, так и процессуального уголовного права. Оно в равной степени противостоит преступлениям, которые посягают как на национальный, так и на международный правопорядок. Сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в целях:

а) оказания правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу преступника;

б) координации мер по предотвращению и пресечению преступлений;

в) обеспечения неотвратимости наказания и др.

Современное международное право делит международные правонарушения на три основные категории:

1) международные преступления: геноцид, апартеид, агрессивная война и др.;

2) преступления международного характера: рабство и работорговля, терроризм, наркоторговля, подделка денежных знаков и их распространение, торговля людьми, пиратство и так называемое воздушное пиратство и др.;

3) транснациональная организованная преступность в формах: наркопреступности; торговли людьми, особенно женщинами и детьми; эксплуатации проституции; принуждения к труду или услугам; рабства или обычаев, сходных с рабством; лишения людей свободы или извлечения человеческих органов; незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; незаконного изготовл. и оборота огнестр. оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов.

Россия является участником многих международно-правовых актов универсального характера о борьбе с отдельными видами преступлений. Среди этих документов: Конвенции о пресечении порнографии (1923, 1947, 1949); Международная конвенция о борьбе с подделкой денежных знаков (1929); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерного материала (1980); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания (1984); Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988); Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990); Конвенция против транснациональной организованной преступности (2000) и др.

Международная организация уголовной полиции была создана в 1923 г. как Международная комиссия уголовной полиции с центром в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией, и в современном виде Интерпол воссоздан в 1946 г. Устав организации вступил в силу в 1956 г., а с 1982 г. Интерпол получил статус международной межправительственной организации.

Основные цели организации: обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции государств-участников; создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью (ст. 2 Устава). Приоритетное значение при этом придается противодействию организованной преступности и терроризму, пресечению торговли людьми, фальшивомонетничества, преступлений в сфере экономики, контрабанды наркотиков, оружия, транспортных средств и драгоценных металлов. Устав организации запрещает любое вмешательство в деятел ность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3).

Основными направлениями деятельности Интерпола являются:

– уголовная регистрация (организуется Генеральным Секретариа- том по специальной методике в целях идентификации как преступников, так и преступлений);

– международный розыск преступников;

– международный розыск лиц, пропавших без вести;

– международный розыск похищенных ценностей;

– сбор информации по вопросам борьбы с преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати.

Структура организации включает в себя Генеральную Ассамблею, Исполнительный комитет, Генеральный Секретариат и Национальные центральные бюро (НЦБ). Кроме того, в соответствии с Уставом организация может привлекать советников-консультантов при подготовке вопросов, требующих специальных знаний в той или иной области.

Генеральная Ассамблея и Исполнительный комитет являются распорядительно-управленческими органами Интерпола.

В системе центрального аппарата МВД РФ создано Национальное центральное бюро,  деятельность которого регулируется Положением о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1190.

 

40. Международный договор: понятие, форма, наименование, объект, цель, классификация.

Право международных договоров – это система норм международного права (его отрасль), устанавливающая порядок заключения, вступления в силу, исполнения, изменения и прекращения действия международных договоров.

Предмет права международных договоров включает все виды договорных отношений субъектов международного права в области развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе.[80]

Источники норм этой отрасли: Венская конвенция о праве международных договоров (1969),[81] Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986),[82] Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».[83]

Международный договорэто международное соглашение, заключенное между субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и др.) Международный договор устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности его участников.

В Секретариате ООН зарегистрировано более 40 тысяч международных договоров. Россия является участником десятков тысяч действующих международных договоров и соглашений, в том числе тех, обязательства по которым перешли в порядке правопреемства от СССР.

Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права международные договоры являются составной частью правовой системы России (Конституция РФ, ч. 4, ст. 15). Это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Наша страна выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права, подразумевающему pacta sunt servanda – свободное согласие и добросовестное выполнение международных обязательств.

Место международных договоров в правовой системе России определяется согласно принципу верховенства (примата) международного права над национальным законодательством. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Иные правила договора подлежат применению в России лишь в том случае, если решение о согласии на обязательность договора было принято в форме федерального закона.[84] На международные договоры распространяется общее положение Конституции об опубликовании законов (ч. 3, ст. 15). Нормы официально опубликованных международных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в нашей стране непосредственно. В иных случаях принимаются соответствующие законы и подзаконные акты. Нормы международных договоров действуют в составе российской правовой системы и применяются в соответствии с целями и принципами материального и процессуального права.

Соотношение договора и изданного для его осуществления правового акта состоит в том, что орган или должностное лицо, применяющие право, обязаны руководствоваться правовым актом, который представляет собой официальное понимание государством своих международных обязательств. Лишь в случае явного расхождения применяются правила договора. Вместе с тем договорные нормы адресованы только государствам и непосредственно применяются только ими. Что же касается непосредственного применения таких норм к физическим лицам, то это возможно в исключительных случаях на основе договора между государствами, которые проводят в этих целях особую процедуру. Примером может служить Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге (1945).

Возможность прямого применения норм международного права предусмотрена Конституцией РФ (ч. 3, ст. 46). Осуществление права каждого гражданина обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека предполагает заключение соответствующего договора, а также является следствием того, что исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Будучи основным источником международного права, международный договор представляет собой наиболее распространенный способ юридического оформления результатов сотрудничества суверенных государств. Международный договор закрепляет баланс интересов государств, выражающих их желание развивать взаимовыгодные отношения.

Классификация международных договоров проводится по различным признакам (критериям), в частности:

по числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Россия имеет с другими странами, например, двусторонние соглашения по пограничным (более 100), консульским (свыше 130) и другим вопросам. Многосторонние договоры разделяют на общие договоры (например, Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968) и договоры с ограниченным числом участников (например, Устав СНГ,[85] подписанный 7 государствами);

по срокам действия различают срочные международные договоры, т. е. заключаемые на определенный срок, и бессрочные (например, соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, 1973);

по возможности присоединения к международным договорам различают открытые договоры, к которым имеют право присоединиться третьи государства, и закрытые, участие в которых ограничивается по каким-либо основаниям (географическим, политическим и др.).

31. Международно-правовая ответственность: понятие, источники регулирования, основания, виды.

Право международной ответственности - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют для субъектов международного права юридические последствия международно-противоправных деяний, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной международным правом.

В этом определении нашло отражение существование двух подотраслей права международной ответственности - ответственности за противоправные действия и ответственности за ущерб, являющийся результатом деятельности, не запрещенной международным правом. По своей юридической природе эти виды ответственности принципиально различны, они регулируются различными комплексами норм, иными являются также содержание и формы, в которых они могут проявляться.

Подотрасль ответственности за противоправные действия состоит из трех основных частей: общая часть, ответственность государств, ответственность международных организаций.

Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить вред, причиненный правомерными действиями, если это предусмотрено договором.

Международно-правовая ответственность является необходимым юридическим механизмом обеспечения соблюдения международно-правовых норм. Данный механизм является регулятором международно-правовых отношений.

Субъектами права международной ответственности являются субъекты международного права. Принятые Генеральной Ассамблеей статьи посвящены ответственности государств перед государствами. Вместе с тем общая часть статей применима и к международным организациям.

Физические лица не являются субъектами международно-правовой ответственности даже в том случае, если они совершают международно-противоправное деяние в качестве должностных лиц государства, "лиц-органов". За это они несут уголовную ответственность, включая уголовную ответственность непосредственно на основе норм международного права. Это положение не меняется в результате созданных некоторыми договорами международных институтов, позволяющих обращаться к ним с жалобой на государство в случае нарушения их прав. В данном случае речь идет об особом институте защиты прав человека, а не о признании за ним статуса субъекта международного права даже в ограниченной мере.

Существуют два различных вида ответственности.

Негативная ответственность порождается правонарушением, является деликтной. Именно этому виду и посвящено право международной ответственности.

Вторым видом является позитивная ответственность, под которой понимается вытекающая из международного права обязанность принять необходимые меры для достижения поставленной цели. Согласно Уставу ООН Совет Безопасности несет "главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности" (ст. 24).

Принятие Генеральной Ассамблеей статей об ответственности к сведению означает их официальное признание и увеличивает возможности утверждения их в позитивном обычном праве. Они представляют собой наиболее авторитетное изложение соответствующей части права международной ответственности.

Рассматриваемый акт содержит основные принципы и нормы права ответственности. Он предусматривает, что нормы международного обычного права, которые не охвачены им, сохраняют свою силу. Значительное число норм, относящихся к ответственности, содержит право международных договоров, например прекращение нарушенного договора, признание ничтожным договора, навязанного силой, и др. Становление права международной ответственности как особой отрасли - характерная черта современного международного права, знаменующая важный этап в его прогрессивном развитии.

Международно-правовая ответственность обладает немалой спецификой. Она не является ни частноправовой, ни уголовно-правовой. Она представляет собой особый вид публично-правовой ответственности. В прошлом международно-правовая ответственность была весьма близка частноправовой, что, разумеется, не исключало ее публично-правовой природы в силу специфики субъектов. Традиционная ответственность носила двусторонний характер и обусловливалась нанесением ущерба. Статьи об ответственности основаны на концепции объективной ответственности, в соответствии с которой ответственность наступает в результате самого факта нарушения нормы, независимо от вины или причинения конкретного ущерба. Концепция отражает общую заинтересованность государств в поддержании международного правопорядка и знаменует важный шаг в прогрессивном развитии международного права.

Цели права международной ответственности:

а) сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция);

б) побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка);

в) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция);

г) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка).

В основе рассматриваемой отрасли международного права лежит принцип международной ответственности: любое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой его международную ответственность. Этот принцип является необходимым принципом международного права в целом, вытекает из его правовой природы. Уже в 1928 г. в решении по делу о фабрике в Хожуве Постоянная палата международного правосудия квалифицировала принцип ответственности как один "из принципов международного права и, более того, общего понятия права".

Принуждение, будь то контрмеры или санкции, представляют самостоятельный институт, который связан с ответственностью, но обладает иными характеристиками. На него распространяется действие норм относительно принудительных мер. Правоотношения ответственности возникают независимо от воли субъектов в силу самого факта правонарушения. Решение о применении контрмер принимает потерпевшее государство. Контрмеры и санкции являются средством обеспечения реализации правоотношений ответственности.

Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение им международного правонарушения, под которым понимается действие или бездействие субъекта международного права, нарушающего обязательства по международным договорам. Такое нарушение может быть следствием как противоправного действия, так и противоправного бездействия. Объектами международного правонарушения могут быть: общепризнанные принципы международного права; международные договоры; права, честь и достоинство государства; права международных организаций; права иностранцев; права дипломатических представительств и их персонала. Субъектами международной ответственности могут быть государства и международные организации.

Ответственность возникает в результате нарушения международно-правовых норм и принципов и наступает после вменения вины государству или иному субъекту. Под виной в международном праве понимается политико-правовое состояние, при котором государство сознательно наносит ущерб международному правопорядку. Степень вины в международном праве не всегда влияет на объем ответственности: при причинении материального ущерба государство обязано его возместить, в случае совершения агрессии степень ответственности возрастает вплоть до уничтожения агрессора.

Государство несет ответственность и за некоторые правомерные действия, приведшие к вредным последствиям (например, за ущерб, причиненный запущенными им космическими объектами, независимо от наличия вины). В данном случае основанием ответственности является не правонарушение, а так называемая ответственность за риск, и она сводится лишь к возмещению ущерба. Например, ст. 2 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, устанавливает ответственность государства по выплате компенсации за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Элементами международно-противоправного деяния являются:

а) поведение, которое согласно международному праву присваивается данному субъекту международного права, т.е. считается им совершенным;

б) поведение, представляющее собой нарушение данным субъектом лежащего на нем обязательства по международному праву.

Эти два элемента образуют противоправное деяние. Приведенные положения нашли признание в международной практике, включая судебную. В решении Постоянной палаты международного правосудия по делу о фосфатах в Марокко возникновение международной ответственности было связано с наличием "деяния, присваиваемого государству и квалифицируемого в качестве противоречащего закрепленному(ым) в договоре праву(ам) другого государства". В решениях Международного суда по делам, возбужденным Югославией в отношении стран НАТО, совершивших на нее вооруженное нападение, содержится одинаковая формулировка: "Независимо от того, признают или не признают государства юрисдикцию Суда, они при всех условиях являются ответственными за присваиваемые им деяния, которые нарушают международное право". Соответствующие положения закреплены в статьях об ответственности государств.

В статьях об ответственности государств соответствующее положение сформулировано следующим образом:

"Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства.

Международно-противоправное деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии:

а) присваивается государству по международному праву; и

б) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства".

Государство, а также и международная организация, является единым субъектом международного права. Ему как целому принадлежат права, и в этом же качестве оно несет международную ответственность. Однако реально, как и всякое юридическое лицо, они могут действовать лишь через свои органы. Еще Постоянная палата международного правосудия отмечала, что "государства могут действовать только посредством или через своих агентов или представителей".

В связи с этим возникает вопрос об определении того, какие лица должны считаться действующими от имени государства или международной организации. Ответ на этот вопрос дает в первую очередь внутреннее право субъектов, но имеет значение и международное право, которое, в частности, определяет, какие органы официально представляют государство и международную организацию в международных отношениях.

 

В зависимости от характера, степени общественной опасности или специфики объекта правонарушения различают международный деликт и международное преступление.

Международный деликт – это нарушение государством прав другого государства, его органов или граждан, влекущее за собой обязанность возместить причиненный ущерб. Объектами международного деликта могут быть соблюдение международных договоров, неприкосновенность дипломатического представительства или его персонала, политические и экономические права субъектов международного права. Деликт может возникать на почве непреднамеренного столкновения национальных интересов государств и преодолеваться достижением компромисса.

Международное преступление – особо опасное международно-противоправное деяние, создающее угрозу миру и международной безопасности, самому существованию государств или наций, а также посягающее на жизненно важные отношения между государствами и народами. Объектами международного преступления могут быть мир и безопасность народов, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи ведения войны. К международным преступлениям относятся агрессивная война, геноцид, расизм и расовая дискриминация, колониализм, апартеид, военные преступления, загрязнение атмосферы или морей (экоцид).

Поскольку действия государства на международной арене фактически выражаются в действиях его законодательных, исполнительных, судебных и иных органов, а также его должностных лиц, находящихся в определенной правовой связи с этим государством, то ответственность государства возникает из деятельности этих органов и лиц. Субъектами международных преступлений и субъектами ответственности могут быть государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и нации, а также физические лица.

В международном праве выделяют два вида ответственности: материальную и политическую. Данные виды ответственности выражаются в разнообразных формах.

Материальная ответственность возникает вследствие нарушения нормы международного права, а также наступления имущественного ущерба.

Политическая ответственность возникает вследствие нарушения нормы международного права, охраняющей интересы другого субъекта.

Политическая и материальная ответственность может возникать одновременно в результате совершения одного и того же правонарушения. Политическая ответственность возникает непосредственно из-за факта нарушения нормы международного права, а материальная ответственность – из-за возникшего имущественного ущерба. Возмещению подлежит действительный материальный ущерб.

Наиболее распространенной формой политической ответственности являются:

1)реторсии;

2)репрессалии;

3) сатисфакция;

4)ресторация;

5) приостановление членства;

6) исключение из международной организации;

7) подавление агрессора силой.

1. Санкции - принудительные меры, применяемые к государству-нарушителю международными организациями (ООН, ИКАО, ОАЕ), группой государств или отдельными организациями. Виды санкций - временное ограничение суверенитета, отторжение части территории, послевоенная оккупация, полная или частичная демилитаризация всей или части территории, запрещение иметь тот или иной вид вооружений или вооруженных сил, сокращение вооруженных сил и вооружений и др.

2. Реторсии - принудительные меры одного государства, направленные против другого государства в ответ на нарушение интересов первого.

Виды реторсий:

1) отзыв посла;

2) выдворение из страны дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства;

3) запрещение въезда в страну или отмена визитов

делегаций и др.

3. Репрессалии - это правомерные принудительные действия одного государства против другого государства, применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права (приостановление или разрыв дипломатических отношений, введение эмбарго на ввоз товаров и сырья с территории государства- нарушителя). Они должны быть соразмерны ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения.

* Эмбарго – запрещение (или ограничение) на ввоз в какую-либо страну или вывоз из нее определенных товаров, на передачу научно-технической информации, на определенные виды коммерческой, торгово-экономической деятельности. Применяется как средство экономического и финансового давления, принуждения. В настоящее время эмбарго часто осуществляется по решению Совета Безопасности против государства, действия которого представляют угрозу международному миру и безопасности.*

4. Сатисфакция (удовлетворение) - это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. 

Виды сатисфакций:

1) принесение официального извинения;

2) выражение сожаления или сочувствия;

3)заверения в том, что подобные неправомерные действия не повторятся;

4) оказание почестей флагу потерпевшего;

5) исполнение гимна в торжественной обстановке и т. д.

5. Ресторация предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материального объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине).

Материальная ответственность наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба.

Виды материальной ответственности:

1)репарации;

2) реституции;

3)субституции.

1. Репарации - возмещение материального ущерба государством-нарушителем в денежном выражении, товарами, услугами. Вид и размер репараций применяется на основе международных договоров.

2. Реституции - возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Реституции может быть подвержено имущество, неправомерно захваченное или задержанное в мирное время.

3. Субституция - замена неправомерно поврежденного или уничтоженного имущества, а именно - личного имущества, транспортных средств, объектов инфраструктуры, художественных ценностей и т. д.

 

32. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния по международному праву.

Согласно общим при… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтовuCoz